Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви
В 2018 году нашему храму исполняется 110 лет!
Секты, ереси, заблуждения

Как относиться к почитанию «святого Шарбеля»? И можно ли ставить свечи и молиться в католическом храме?



     Здравствуйте, батюшка! Моя мама прочитала в газете о Ливанском святом – Шарбеле. Подскажите, пожалуйста, как к этому святому необходимо относиться православным христианам? И еще вопрос. Когда я с группой была в Германии и Франции, мы заходили в католический храм. Моя групповод ставила свечи в нем, а я не стала, посчитав, что этого нельзя делать. На что она ответила мне: «Не важно где ты зажжешь свечу, главное вера». Правильно ли я поступила? Зараннее благодарю!
Наталья, Томск
2010-08-26
          В качестве ответа предлагаю Вашему вниманию статью из Уфимских епархиальных ведомостей, в контексте которой абсолютно понятно, что православному человеку заходить в католический храм, молиться в нем и ставить свечи нельзя, за одним-единственым исключением. Если в католическом храме находятся святыни (иконы, мощи святых, живших еще до разделения Церквей) почитаемые Православной Церковью, например Ченстоховская икона Божией Матери, мощи святых Веры, Надежды, Любови и Софии, то православный человек может (вернее должен!) воздать достодолжное поклонение святыне (и только ей) с молитвой, выражением которой является горящая свеча.

Магический феномен «святого Шарбеля»

     В последних выпусках газеты «Тайны здоровья» было опубликовано изображение некоего «святого Шарбеля», которое лечит болезни у людей, если ее... приложить к больному месту или долго смотреть на нее. Есть все основания для опасения, что православные нашей епархии поддадутся этому искушению и последуют неразумным поучениям редакции.
     Итак, кто такой «святой Шарбель»? Из редакционного комментария к изображению Шарбеля следует, что он был католическим монахом, аскетом жившим в Ливане в XIX веке, при жизни исцелявшим людей молитвою и наложением рук, и умершим в 1898 году. В 1977 году он был причислен к лику святых Римо-католической Церкви. Далее говориться, что его тело после кончины нетленно до сего времени, более того, все части тела гибки и эластичны, как у живого человека; все годы после смерти на его мощах проступает сукровица розового цвета; в своем настоящем состоянии Шарбель лечит людей.
     Изучив все материалы, опубликованные газетой «Тайны здоровья» могу категорично утверждать о недопустимости любого использования изображения «святого Шарбеля» православными христианами.
     На чем основано такое утверждение?
     Во-первых, по каноническим постановлениям, православные христиане не должны считать святыми и воздавать им соответствующее почтение, людям, принадлежащим к иным христианским церквам, в том числе и к Римо-католической, и тем более к иным религиям. По нашей вере Православная Церковь является единственной хранительницей Христовой Истины, Церковью, чьею главою действительной является Господь Иисус Христос. Понятие христианской святости подразумевает праведную жизнь во Христе, проведенною в лоне Православной Церкви. Почитание неизвестных нашей Церкви инославных и иноверцев чревато духовными опасностями. Например, огромное количество людей, называющих себя христианами, почитают за святого, или того хуже за воплощения Бога на земле Сатьи Саи Баба, который якобы творит чудеса, исцеляет людей и помогает бедным. Откровения его ближайших последователей, чтивших его иногда более 20 лет, показывают, что он обыкновенный лжец, мошенник-фокусник и, хуже того, извращенец-педофил. То есть его последователи ежедневно молятся адовым силам в лице Саи Баба, а не истинному Богу...
     Во-вторых, нужно понимать значение святых изображений – икон. Они необходимы нам для напоминания о Боге, для научения христиан, для возбуждения религиозного чувства и для прославления Божия. Мы молимся перед иконами, поскольку перед ними мы скорее побуждаемся к усердной молитве, яснее и точнее вспоминаем о милостях Бога к нам (В. Варжанский. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис, 1910). Существуют чудотворные иконы, перед которыми христиане получают исцеления или помощь в житейских делах. Однако такую благодать они получают не от простого смотрения на них, а после усердной покаянной и смиреной молитвы, творимой с большой верою к Господу, Пресвятой Богородице, Ангелам или канонизированным Церковью святым, изображенным на иконе. И исцеление человек получает уже по небесным молитвам к Творцу изображенных небесных ходатаев – святых. К иконам можно прикладываться, и под этим понимается благоговейное прикосновение губами, при этом даже без причмокивания. Прикладываясь к иконе, целуют ноги, руки или часть тела изображенного или даже просто край рамы иконы, но не в коем случае в голову и губы. Недопустимо иконы прикладывать к больным местам. Эта чудовищно кощунственная практика в недавнем времени пошла от экстрасенсов и всевозможных лжецелителей, рекомендующие прикладывать их «заряженные» фотографии или просто смотреть на них.
     В-третьих, важным моментом канонического написания святых икон является не только их портретное сходство с прообразом, но и обязательная подпись, раскрывающая имя изображенного, которая обычно пишется в нимбе около головы. Без такой подписи икона не признается, и не используется для почитания, мало того, она должна быть уничтожена. Как видно из изображения «святого Шарбеля», там нет никакой подписи. Кто из россиян был в Ливане, и видел истинное изображение Шарбеля? А вдруг это чей-то безумный розыгрыш или бесовское искушение, которому последовали падкие на сенсацию и духовно безграмотные журналисты? Не будет ли это поклонение вымышленному лику, или того хуже, адовым силам. Тем более что апостол Иоанн Богослов предупреждал в Откровении, что во времена антихриста для соблазнения верующих будет явлено лжечудотворное и лжебожественное изображение.
     Газетные публикации изобилуют отзывами исцеленных читателей. Как быть с этим? Увы, здесь нет никакого чуда и божественного промысла. Имеет место обыкновенное... самовнушение не в меру впечатлительных граждан. Еще не исчезли из нашей памяти «зараженные» изображения Алана Чумака с выпученными глазами и иных оккультных «чудотворцев» России. И что самое интересное, некоторые люди действительно получали облечение. И механизм этого очень прост. Если дать посмотреть на такое «чудо-фото» 100000 людям и сказать, что оно целебно, обязательно найдется 10-100 внушаемых человек, с хорошими способностями самогипноза, от которого, в общем-то, хорошо излечиваются некоторые психосоматические болезни.
     Итак, братия и сестры берегитесь этого нового искушения, а кто уже пытался им «полечиться», покайтесь и исповедуйтесь, чтобы в последствии не столкнуться с тяжелыми духовными последствиями от почитания сомнительных «святых».
«Уфимские епархиальные ведомости»
№ 3-4, 2002г.
протоиерей Святослав Зулин
<<Предыдущий · Следующий>>
Задать вопрос
Ваше имя*
Возраст
Город
Ваш e-mail*
Ваш вопрос*
Я не возражаю, чтобы мой вопрос был на сайте
Поля, помеченные *, обязательны для заполнения
Скопируйте этот защитный код в текстовое поле: *

 
Для добавления сообщения необходимо включить поддержку JavaScript в Вашем браузере!
© 2008 - 2018 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.