Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви
В 2018 году нашему храму исполняется 110 лет!
Священное Писание

Что означают слова в Псалтири "Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстит



     Объясните, пожалуйста, что означает третий стих в восьмом псалме: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя». Какая разница между человеком и сыном человеческим в этом же псалме в 5-м стихе?
Юсуп, Томск
2010-08-07
          Священное Писание, в число которого входит богодухновенная Псалтирь, следует разуметь в строгом соответствии с толкованиями учителей Церкви. Весь 8-й псалом является восторженной песнью о премудрости и благости Божией по отношению ко всей твари, но в особенности к человеку. По выражению святителя Афанасия Великого пророк Давид воспел этот псалом, обозначенный восьмым, от лица верующих сердец, получающих таинственное вино христианского учения от духовных точил Церкви Божией. В первом же стихе сказано: «в конец» , потому что заключающееся в псалме пророчество должно прийти в исполнение при конце веков. Давид предсказывает спасение человечества Единородным Сыном Божиим, удивляясь Его непостижимой премудрости, неизреченному человеколюбию и удивительному в высшей степени промышлению о грешном человеке. Самым же доступными для понимания современного человека считаю толкование святителя Иоанна Златоуста (+407), которое и рекомендую к разумению.
      3. «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Другой переводчик (Акила) говорит: «Из уст младенцев основал державу» ; третий (Симмах): «Из уст младенцев составил силу» . Смысл слов следующий: Ты, Господи, показал силу свою особенно тем, что привел в деятельность способность недействующую и сделал лепечущий язык ясным для славословия. Здесь Давид предвозвещает то славословие детей Христу, которое было в храме во время торжественного входа Его в Иерусалим (Мф.21:15). Но почему он, оставив другие чудеса, – воскрешение мертвых, очищение прокаженных, изгнание бесов, – упоминает об этом чуде с детьми? Потому, что те чудеса бывали и прежде, хотя не так разительно, однако бывали, т.е. бывали подобные им, хотя не по способу совершения. Так Елисеем был воскрешен мертвый и очищен прокаженный (4Цар.4:85; 5:14); Давидом был прогоняем бес, когда Саул бесновался (1Цар.16:23); а хор грудных младенцев говорил тогда в первый раз. Дабы иудей не стал бесстыдно утверждать, что это сказано о чудесах ветхозаветных, пророк избрал знамение, бывшее тогда в первый и единственный раз. С другой стороны это событие было прообразом апостолов. И они, будучи совершенно младенцами и безгласнее самих рыб, уловили всю вселенную. А что в этом особенно открывается сила Божия, смотри, что в ветхом завете пророки говорят об Отце Его. Беседуя с Моисеем, Бог говорит: Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым (Исх.4:11)? Еще: дающий ясен язык гугнивым (Ис.35:5,6). И еще: Господь дает мне язык научения, чтобы разуметь, когда подобает говорить слово (Ис.50:4). И в начале сказал: сойдем же и смешаем там язык их (Быт.11:7). Итак, велико и сильно это знамение. Касательно других люди бесстыдные могли, хотя и неосновательно, иметь какое-нибудь подозрение, а здесь не могли сказать ничего, потому что здесь простая природа говорила сама за себя. Поэтому он не сказал только: «младенцев» , чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: «грудных» , указанием на пищу определяя возраст их, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети. Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к царству небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф.28:3). Далее Давид показывает и причину, почему произошло это чудо: «Ради врагов Твоих» . Прочие чудеса были не для врагов, но для того, чтобы приступавшие получали благодеяния и другие научались; а это чудо произошло не для того только, но и с тем, «Дабы погубить врага и мстителя» . Другой переводчик (Акила, Симмах) говорит: «Чтобы остановить врага и отмщающаго за себя» . Пророк говорит здесь о народе иудейском, потому что иудеи гнали Христа, как врага, под тем предлогом, будто они делали это в отмщение за Отца. Поэтому Господь, не оставляя им такого оправдания, говорил: Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего (Ин.15:23); и еще: Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня (Ин.12:44), – всегда, и в чести и в бесчестии соединяя с Собою Отца. И смотри, с какою точностью выражается псалмопевец. Не сказал: наказать, но: «погубить» , что другой яснее выражает словом: «остановить» , т.е. прекратить их бесстыдство, а не научить, потому что они были неизлечимо больны. Потому они (первосвященники и книжники), видя такое чудо и не имея ничего сказать против Христа, обращались к Нему и говорили: не слышишь ли, что они говорят? (Мф.21:16). Тогда как следовало покланяться и удивляться Ему, они были в большом недоумении, и вместо того, чтобы говорить друг другу, каждый своему ближнему: «Слышишь ли, что они говорят!» – они, не обращаясь к самим себе, говорили это Христу. Но почему был слышен глас детский, а не ангельский? Потому, что они подумали бы, что так им только слышится, а против того чуда они не могли сказать ничего. Что же говорили дети? Они не говорили ничего странного, ничего противного, ничего такого, что могло бы оскорбить их, но весьма ясно выражали согласие Сына с Отцом. «Осанна Сыну Давидову! Благословен, – говорили они, – Грядущий во имя Господне!» (ср.Мф.21:9, 15). Итак, тогда Господь обличил бесстыдство начальников еврейских, а после разрушил и Иерусалим. И нет места во вселенной, где не знали бы несчастий иудеев; но как страждущие телесным уродством везде ходят, показывая свои раны, и как судьи, предав смерти многих убийц, одного из них выставляют на виселице, чтобы и по смерти их казнь над ними, как бы лишь только совершенная, вразумляла живых, – так точно и иудеев, не мертвых, а живых, Бог поставил в пример всем, рассеяв их: жившие прежде в одной стране, они теперь рассеяны по всей земле. Если ты спросишь о причине, то не узнаешь никакой другой, кроме той, что они распяли Христа. Святитель Афанасий говорит также, что из уст по Богу младенчествующих злобою и славословящих Господа посрамляется истинный «враг» и злой «мститель» – диавол. Далее пророк Давид говорит о сотворенной природе и посредством части означив целое, обращает теперь речь к промышлению о людях.
      4-5. «Как я посмотрю на небеса, дела перстов Твоих, на луну и звезды, которые Ты основал, то что такое человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что посещаешь его?
     Хотя и упомянутые создания (луна и звезды) существуют для нашего рода и суть доказательства промышления, которым он пользуется, – потому что все твари для человека (и за грехи человека страдает вся природа!), – но пророк касается и другого вида промышления, начиная говорить о нем не вдруг, но с великой предусмотрительностью, воздав благодарность за вселенную и сказав о всеобщих благодеяниях, а потом уже и представляя величие попечения, относящегося к человеку. Если и прежде человек был ничто, то тем более он таков после столь многих и великих грехов, когда пришел Христос. Таким образом, он показывает, что пришествие Христово было делом не только пощады, но и великого человеколюбия. Подлинно, Бог, как превосходный врач, оставив здоровых, пришел к нам – больным, ничтожным. Представляя это, он и говорил: «Что есть человек»? Иначе сказать: он – ничто, существо ничего не значащее. Видя такое промышление, такое попечение и такие распоряжения, какие сделал Бог для спасения человеческого рода, Давид крайне удивляется и изумляется, почему Он удостоил человека такого промышления. Представь, что для него все видимое, для него все распоряжения от Адама до пришествия Христова, для него рай, заповеди, казни, чудеса, наказания и благодеяния, во времена закона, для него Сын Божий сделался человеком. А что сказать о благах будущих, которыми он будет наслаждаться? Представляя все это, пророк и говорит: что такое человек, что он удостоен таких благ? Действительно, кто представит себе, сколько для человека сделано и делается, и сколько получит он впоследствии времени, тот исполнится великого изумления и ясно увидит, как печется Бог об этом творении. Пророк приходит в удивление и умиление, что Бог настолько возлюбил человека, что удостоил его великих милостей, благодеяний и даже Своего посещения.
      6. «Не много Ты умалил его пред Ангелами». Другой переводчик (Акила, Симмах и Феодотион) говорит: «Малым чим от Бога умалил его» . В еврейском: «Ты унизил его немного пред Богом» (уфасиу мат ми елоим). Здесь пророк упоминает об осуждении и древнем грехе, указывая на смерть. Но Единородный Сын Божий, пришедши, разрушил и ее. "Славою и честью увенчал его". Другой (Акила): «Славою и достоинством увенчаешь его» . Это можно понимать и исторически, и в переносном смысле. Пророк говорит и о власти человека, которая дана была ему при сотворении; говорит и о последующих благах, которые получил он, по пришествии Христовом. В начале человеку было сказано: да страшатся и да трепещут вас все звери земные (Быт.9:2); и еще: и да владычествуют они над рыбами морскими (Быт. 1:26). А впоследствии сказано: даю вам власть наступать на змей и скорпионов (Лк.10:19). Но, оставив высшее, он ведет речь о низшем, предоставляя о первом рассуждать тем, которые могут видеть яснее. А большая слава и честь в том, что есть в новом завете, когда человек имеет главою своею Христа, когда он делается телом Его, когда он становится братом и сонаследником и образом тела Его, когда он получает славу большую, нежели Моисей, как сказал апостол Павел: мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа; потому и замечает: то прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего (2Кор.3:10,18). И подлинно, что может сравниться с такою славою, когда мы составляем хоры вместе с ангелами, когда получаем усыновление Богом, когда Он не щадит за нас Единородного Сына? Какой порфиры, какой диадемы не блистательнее то, когда мы посмеваемся смерти, когда мы достигаем бесстрастия сил бесплотных, тогда как прежде были бесчестными, бесславными и презренными? Адам, не сделавши ничего ни худого, ни доброго, был удостоен чести тотчас по сотворении, – потому что как он мог сделать что-нибудь, не существуя? – а мы, сделавши бесчисленное множество грехов, получили гораздо большую честь. Как и говорит Господь: «Я уже не называю вас рабами: Вы друзья Мои» (ср.Ин.15:14,15)!
     Но это возвышение человека в горней славе стало возможно благодаря Крестной смерти Христовой, Его преславному Воскресению и Вознесению на небеса в плоти человеческой. И не случайно Христос именовал себя Сыном Человеческим. Потому, по изъяснению апостола Павла, пятый и последующие стихи восьмого псалма пророчески относятся к Сыну Человеческому, Который превосходит даже ангелов не только тем, что Он Бог, но и тем, что стал идеальным человеком. Не ангел, а человек стал смотрением Божиим целью и средством спасения всего творения. Именно Сыну Божию покорил Бог вселенную (см.: Евр.2).
протоиерей Святослав Зулин
<<Предыдущий · Следующий>>
Задать вопрос
Ваше имя*
Возраст
Город
Ваш e-mail*
Ваш вопрос*
Я не возражаю, чтобы мой вопрос был на сайте
Поля, помеченные *, обязательны для заполнения
Скопируйте этот защитный код в текстовое поле: *

 
Для добавления сообщения необходимо включить поддержку JavaScript в Вашем браузере!
© 2008 - 2018 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.