Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви
В 2018 году нашему храму исполняется 110 лет!

Воспитывать – питать, наказывать – учить

Воспитывать – питать, наказывать – учить     Мудрое воспитание, прежде всего, нацелено на воспитание человека с крепкими нравственными устоями. То есть ребёнок должен научиться не только понимать, что такое добро и зло, но он должен уметь их различать, понимать, что такое жить и поступать по совести, а не наперекор ей. А что значит слово «воспитание»? Что понимали под ним русские люди?

     Ясно, что существительное «воспитание» образовано от глагола «ВОСПИТАТЬ», который употребляется в значении “вырастить детей, дав им образование, привив какие-либо навыки, правила поведения”. Но воспитать или воспитывать – это ещё “путём систематического воздействия сформировать чей-либо характер и какие-либо качества”. Именно такое значение глагола «воспитать» приводится в «Толковом словаре русского языка», но исторически значение у этого слова, оказывается, было иным. И на это указывает корень слова – «ПИТАТЬ». Он показывает, что в древности у глагола ВОСПИТАТЬ значение было – «вскормить».

     Любопытно, что это древнее значение глагола «воспитать» сохраняется в существительном «воспитатель», которое образовано от него. И совсем не случайно в наше время работники детских домов, детских садов называются ВОСПИТАТЕЛЯМИ, то есть буквально «кормильцами», так как в их обязанности входит забота о питании детей, об их прогулках и сне…

     Но любопытно ещё и то, что с этими словами воспитать, воспитание, воспитатель связаны и такие слова, как наказать, наказывать. Сейчас они по своему значению никак не связаны, а в старину такая связь была. То есть слово наказание (наказ) употреблялось в значении “учение, наставление, вразумление”. И что важно отметить, в старину учение и наставление детей и юношества достигалось чаще всего не “мерами воздействия”, а прежде всего, как это можно судить по значению корневой части слова «наказать», “сказыванием” (то есть говорением), а также и “показом”, то есть примером со стороны того, кто наказывал, наставлял. И здесь уместно будет привести все однокоренные слова по отношению к слову «наказание». Это слова: сказать, показать, сказание, показание, сказка, показ, приказ, указ, наказ. Как видим, здесь изначально вообще нет никакого намёка на “кару”, она, кара, как метод воспитания появится у слова «наказание» значительно позднее.

     И ещё отметим, что от этого глагола НАКАЗАТЬ, который в древнерусском языке употреблялся в значении – “учить”, «поучать», было образовано существительное НАКАЗАТЕЛЬ, что значило “учитель”. И в старину считалось, что самым первым наказателем детей должен был быть отец. Вот как об этом говорится в “Пчеле”, древнерусском сборнике поучений и кратких изречений, составленным в конце XIV века: «Когда же детей не учат целомудрию и обязательным вещам, то это не отцы, а детоубийцы. И даже хуже, потому что убийца убивает тело, а эти – убивают душу».

     Можно привести ещё несколько советов из этого древнерусского сборника, которые адресованы, прежде всего, родителям:

     – Стремись оставить детей обученными, нежели богатыми.
     – Первое, чему учат детей, – говорить правду.
     – Как печать отпечатывается в мягком воске, так и учение мудрых в малых детях оставляет след.


     Кстати говоря, этому же учит довольно известная русская пословица:

     Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит (то есть учи тогда, когда ребёнок ещё мал).

     Вернёмся к слову наказание. В древнерусском языке оно было многозначным. Так называли не только обучение какому-либо ремеслу, сюда входила и общая образованность, и правила поведения: как нужно ходить и говорить, одеваться, сидеть и стоять. Конечно, они отличаются от наших, современных правил поведения, потому что они связаны с древнерусскими нравами и обычаями, многие из которых давно ушли из обихода. И ещё в Древней Руси было “наказание книжное”. В том же сборнике “Пчела” приведено очень много советов, как нужно наказывать, то есть учить премудрости книжной. И они, нужно отметить, совершенно не изменились и можно даже подумать, что составлены в наше время. Мы приведём некоторые советы:

     – Наказывая, то есть наставляя ученика, не надо гневаться, впадать в ярость: как же можно вразумить другого, если сам себя ведёшь неразумно?

     – Лучше научить, чем ругать. Первое – кротко и любо, второе – жестоко; первое – исправляет ошибающихся, а второе – оскорбляет.


     Вообще, родительская задача – помочь своим детям определить то, чего Господь ждет от них, и затем обучать их в этом направлении. Каким бы ни было их призвание, предпринимательство, юриспруденция, торговля или служение Церкви необходимо, чтобы они прикладывали в своем деле все свои усилия, во Славу Божию. Каждый из нас находится на служении Христу по завету Святого Крещения: миряне или клирики – мы все определены на служение Господу!
04.10.2010
Перейти в рубрику «Семья — малая Церковь»
Добавить комментарий
Имя:  
Email:
Комментарий:
Скопируйте этот защитный код в текстовое поле: *

 
Другие публикации
© 2008 - 2017 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.