Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви
В 2018 году нашему храму исполняется 110 лет!

«Наставь юношу при начале пути его»

«Наставь юношу при начале пути его»     М.В.Нестеров. «Видение отроку Варфоломею» (холст, масло. 160x211см., Государственная Третьяковская галерея).
        Священное Писание предлагает путь правильного развития личности – хранением себя по слову Твоему (Пс.118:9), то есть по закону Божию. Приведенные здесь наставления из Священного Писания и святоотческого наследия хотя не охватывают всех сфер семейной жизни и семейных вопросов, тем не менее, могут принести несомненную пользу современным православным христианам.

«Дети, будьте послушны родителям вашим»

     Священное Писание большое внимание уделяет теме воспитания и правильного развития личности. Обязанностью родителей по отношению к своим детям является их образование: пророк Моисей, говоря о заповедях, постановлениях и законах, велел сохранять эти слова в сердцах и «и внушать их детям», говорить о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор.6:7). Наряду с этим непременной составляющей правильного процесса развития личности Библия называет воспитание: Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Притч.22:6), причем воспитание должно быть духовно ориентировано: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф.6:4).

     Обязанностью же детей по отношению к своим родителям является послушание и почитание их. Об этом многократно говорится в Священном Писании. Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость от детей своих, в день молитвы своей будет услышан (Сир.4:4-5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле (Исх.20:12), и еще: Уважающий отца будет долгоденствовать (Сир.4:6). Род его также будет долговечным, ибо благословение отца утверждает домы детей (Сир.4:9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится (Сир.4:14)».

     В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк.2:51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин.2:1-11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф.19:19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф.15:4-6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк.7:12-15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин.19:26-27).

     Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт.9:23), которые прикрыли наготу своего отца... Апостол Павел учит: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем (Кол.3:20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему... Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10:37)».

     Потому родители, справедливо требуя послушания себе, в свою очередь обязаны быть в послушании у Бога, соблюдать Его заповеди, молиться и быть христианами не на словах только, но на деле!

«Нерадение о детях – больший из всех грехов»!

     Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар. Но этот дар налагает серьезную ответственность на родителей, о чем хорошо говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание... Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению».

     Напротив, как свидетельствует преподобный Симеон Новый Богослов, «если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их». «Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию. Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей». «Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах». «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков».

     Более же всего, как советует святитель Тихон Задонский, нужно учить собственным примером, «ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова».

     Стоит ли наказывать детей? Священное Писание говорит вполне определенно: Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч.19:18). А вот что говорят об этом святые отцы: «Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением». «Надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?»

«Ребенок чему научится, к тому и привыкает»

     Святитель Иоанн Златоуст указывает главную цель развития личности: «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитать их в законе и учении Господнем. Кто прежде всего научится быть благочестивым, тот через это приобретет богатство и величайшую славу».

     Важность юного возраста отмечал святитель Василий Великий, говоря, что именно тогда «душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы», и именно тогда «надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру». Именно в это время, «когда раскроется разум и придет в действие рассудок», тогда «будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех».

     Святитель Тихон Задонский сравнивал ребенка с молодым деревцем: «в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет». «Так и ребенок, – говорит он, – чему научится, к тому и привыкает, чему научится, то и будет творить. Научится ли в юности добру – добрым будет всю жизнь. Научится ли злу – злым будет на всю жизнь. Ребенок может стать и ангелом, и диаволом. Какое воспитание и наставление получит, таким и будет: от воспитания, как от семени, все прочее время жизни зависит». Потому святые отцы основное внимание, разумеется, уделяли духовному развитию личности.

«Внешние науки не бесполезны»

     Нередко можно встретить замечания святых отцов относительно светской образованности и ее идеалов. Вот что говорит по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Не так полезно дать образование сыну или дочери, преподавая им внешние знания и искусства, посредством которых они станут приобретать деньги, как научить их искусству презирать деньги!.. Не заботься о том, чтобы сделать сына известным по внешней учености и доставить ему славу, но старайся, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни, от этого он будет славнее и знаменитее... Этому научаются не от учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний... Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались к нему исключительно». Таким образом, святитель утверждает духовный приоритет в деле образования.

     Интересно, что христианская традиция всегда уважительно относилась к светскому образованию, и многие отцы Церкви учились в светских школах и академиях и считали преподаваемые там науки необходимыми для верующего человека. Святитель Василий Великий писал, что «внешние науки не бесполезны» для христианина, который должен заимствовать из них все служащее нравственному совершенствованию и интеллектуальному росту. Это создает основания для сотрудничества Церкви со школой. Ведь образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только механически передавать информацию, а воспитывать, прививать нравственные чувства, любовь к ближним, к своему Отечеству... И Православная Церковь провозглашает содействие школе в ее воспитательной миссии, «так как от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода».
Владимир Ищенко,
04.10.2010
Перейти в рубрику «Семья — малая Церковь»
Добавить комментарий
Имя:  
Email:
Комментарий:
Скопируйте этот защитный код в текстовое поле: *

 
Другие публикации
© 2008 - 2017 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.