Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви
В 2018 году нашему храму исполняется 110 лет!

Томские чудотворные иконы

Томские чудотворные иконы      Сказание повествует о том, что в царствование Петра Алексеевича 7 июля 1702 года в стороне Сибирской, в деревне Крестининой Томского округа, в доме вдовы Саломеи Прокопьевой лежал на смертном одре сын «древнего воина Саввы Рожнева» Григорий. Отчаявшиеся родственники, окружившие постель, ожидали скорого разлучения его души от тела. Больной метался в бреду и вдруг невидимой силой был подброшен прямо к потолку, потом стал быстро говорить, будто отвечая на чьи-то вопросы. Наконец, он воскликнул: «Все сие, Господи, сотворю, помилуй мя». После этого Григорий пришел в себя и к изумлению собравшихся сообщил, что он совсем здоров. Еще больше все изумлялись тому, откуда взялся на божнице в переднем углу образ святого Николая Мирликийского. На другой день Григорий Рожнев рассказывал священнику Спасской церкви с реки Яи Иоанну Кузмину о том, что, лежа на одре болезни, он увидел множество отвратительных и мерзких чудовищ по всей комнате и даже на улице. Они с яростью набрасывались на больного, и тот из последних сил взмолился к Господу о защите.

      В комнате внезапно стало необыкновенно светло, и бесы все исчезли. Григорий увидел летящую по воздуху икону Николая Чудотворца, сияющую, как солнце, за ней шел муж в архиерейском облачении, с копьем в руке, похожий на образ той иконы. Икона стала на божницу и перед ней сама собой загорелась свеча. Муж тот положил на сердце больного свое копье, и Григорий вмиг стал здоров. Тогда старец грозно вопрошал: «Зачем ты, злой человек, полагаешь надежду на дьявола и недобре говоришь о богатстве?» И тут Григорий вспомнил и покаялся старцу, что действительно соблазнялся чужими деньгами, думая, что богатым собирать деньги помогают бесы, а потому хорошо бы подружиться с ними и ему самому. На что святой муж воскликнул: «Оказали тебе бесы какую помощь в твоей болезни и во всей твоей скорби? Если бы я не поспешил тебе на помощь, то злые те зверообразные демоны погубили бы тебя душевно и телесно, как тех беззаконников, которые имеют с ними дружбу в чародействе и волшебстве. Да знаешь ли ты кто я?» Григорий не знал. «Я Николай Архиепископ Мирликийский Чудотворец, скорый христианам помощник в бедах. Икона же, на которой изображен лик мой, доселе находилась в доме соседа вашего Илии Крестинина, но вместе со мной отошла оттуда, потому что пребывать ей там зело мерзко, там одно беззаконие и одна неправда. Дети его и внучата воспитаны беззаконно, растленны умом… в дом его отовсюду собираются кудесники для бесчинных игр, плясок и песен все это сквернит человека, на последнюю ведет погибель. В дом сей вдовицы Саломии пришел я, любя чистоту ее и страннолюбие. Но и она имеет много зазору в своем дому, потому что она за детьми своими нимало не наблюдает, во всем снисходит им, и они растут в ругательствах и во всякой богомерзкой брани. Со сверстниками своими не уважают по неразумию святых дней, имеют обычай рано есть и пить, что истинному христианину творить грешно. И ей скажи, Григорий, пусть себя исправят перед Господом, если не исправятся, то зле погибнут… Образ мой, который ты видел вошедшим в дом, пусть будет отнесен с подобающей честью в деревню Семилужную и поставят пусть его в молитвенном доме Вознесения Господня, потому что хочу, чтобы там стоял мой образ и почитаем был от верных…. Отселе, Григорий исцелит тебя Господь мой Иисус Христос мною, рабом своим. Итак, восстав, иди в город Томск и скажи без боязни всем городским священникам, начальникам, судиям и прочим гражданам, что все они прогневили Творца своего, ходят путем беззаконий и мирских похотей».

      Крестьяне в сопровождении священника Иоанна Кузмина перенесли образ Святителя Николая в Вознесенскую часовню деревни Семилужной. Григорий Рожнев, исполняя обетование, рассказал архимандриту Алексеевского монастыря Варлааму, протопресвитеру Борису Григорьеву, градским священникам и жителям Томска о грозном предупреждении Николая Мирликийского. Для отвращения гнева Божьего от Томска воевода Стольник Георгий Петровых-Соловово с сыном Лаврентием и горожане общим советом решили после долгого добровольного поста принести в город икону для покаянной молитвы перед ней. В деревню Семилужную был послан священник Воскресенской церкви Афанасий Андреев с причтом, чтобы принести с подобающей честью ознаменованную благодатью икону. Все от мала до велика, вышли далеко за город с радостью и умилением навстречу иконе Святителя Николая.

      У наших благочестивых предков был обычай отмечать места «сретения» верующих с чудотворными иконами возведением храмов, часовен, крестов. Томский воевода Петровых-Соловово заказал изографу Иакову Лосеву расписать крест, который и был поставлен на месте первой встречи томичей с чудотворной иконой у Дальнего Святого Ключа, в августе того же 1702 года. По преданию, тогда, в далеком 1702 году, Господь призрел на мольбы и слёзы жителей Томска и по небесному ходатайству Святителя Николая сменил гнев на милость. С тех пор вошло в обычай ежегодно 8 мая приносить святую икону в город для молитвы перед ней.

      По сохранившимся описаниям Семилуженская икона Николая Чудотворца была выполнена в традициях Московской школы начала XVII века. Поясные изображения Святителя Николая относятся к числу наиболее распространенных и почитаемых образов в византийском и русском искусстве от XIV до XX вв. Композиция иконы канонична и традиционна - в левой покровленной руке Чудотворец держит раскрытую книгу Священного Писания, правая сложена в благословляющем жесте. Евангелие раскрыто на тексте от Луки (Лк. 5, 17), который читается обычно во время службы святому Николаю. Цветовая гамма иконы почти монохромна, она строилась на нескольких оттенках охры и оливкового цвета. Высота образа – 31 см, ширина – 26,7 см. Вскоре, после чудесного явления иконы Григорию Рожневу, была изготовлена деревянная доска большего размера (75,5 Х 66,6), на которой были изображены 12 клейм жития Святителя. Потому старожилам и помнится большая массивная икона. По заказу Томского воеводы, иконописец Лосев написал несколько икон для семилуженской часовни. Судя по стилистическим и художественным особенностям, написанных художником образов, доска с житиями, куда была врезана икона Святителя Николая, также принадлежала кисти Иакова Лосева. Оба изображения были покрыты единой, объединяющей их серебряной ризой. Сохранившиеся первые описания ризы относятся к 1770-м годам. На серебряном вызолоченном нимбе Николая Чудотворца, украшенном тонким слоем цветной финифти, сияла вышитая золотом, убранная мелким жемчугом и цветными камешками корона. Оклад иконы в целом создан под влиянием московских мастеров-серебряников с использованием традиционных растительных орнаментов в обрамлении и богато декорированным средником. Между клеймами проложены традиционные валики с насечками и узорами, напоминающие колонки-балясинки. Каждый валик заканчивается квадратом с рельефным цветком в семь лепестков, соприкасающимся со средником. На ризе, как бы на шее святого, была надета серебряная панагия (не включенная в литографию) с живописным изображением Николая Угодника. Образ пребывал в киоте с вызолоченной листовым золотом сенью.

      В разных номерах Томских Епархиальных ведомостей описаны многие чудотворные исцеления, произошедшие по молитве перед образом Свт. Николая. Сообщается, что все, получившие помощь, давали обет каждый год ходить крестным ходом встречать в Томске и провожать в Семилужное Чудотворную икону.

      В годы советской власти в Томск до 1930 года продолжали приносить из села Семилужного икону Свт. Николая. Икону, с разрешения городских властей, переносили крестным ходом из храма в храм и по домам верующих. В 1930 году крестные ходы в Томске были запрещены. В 1935 году 14 декабря с разрешения властей Н.В.Казаков из закрытой церкви села Семилужки перенес чудотворную икону Свт. Николая в верхний этаж Воскресенской церкви города Томска, тем самым спас чтимую икону от уничтожения. Через год из закрытой Воскресенской церкви в ноябре 1936 года Семилуженскую икону с другим церковным имуществом перенесли в Троицкую единоверческую церковь, в которой в разных приделах совершали богослужения верующие Русской Православной Церкви и старообрядцы-единоверцы. С 27 сентября 1937 года Троицкая единоверческая церковь была закрыта, и следы Семилуженской чудотворной иконы теряются. Передают, что в послевоенные годы икону видели у кого-то из верующих женщин, скрываемую от безбожников до благоприятных времен.

      Пусть сегодня неизвестно место обитания чудотворной иконы Святителя Николая, однако весь опыт Православной Церкви учит нас, что святыни не исчезают бесследно, они обретаются по воле Провидения в моменты, когда все духовные силы верующего народа бывают направлены к своему Создателю.

По материалам CD "Храмы Томска" протоиерея Олега Безруких
22.05.2009
Добавить комментарий
Имя:  
Email:
Комментарий:
Скопируйте этот защитный код в текстовое поле: *

 
Другие публикации
© 2008 - 2018 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.