Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви

Благовествовать благовременно и безвременно. Всегда!

Благовествовать благовременно и безвременно. Всегда!      Преосвященный Макарий (в миру Михаил Андреевич Парвицкий) родился 1 октября 1835 года в с.Шапкино Владимирской губернии. Он был шестым ребенком в бедной семье причетника сельского храма. Ребенок был очень слаб и не оставлял надежды остаться в живых. Поэтому он был сразу же крещен с именем Михаил и положен под святые иконы в ожидании смерти. Но младенец остался жить. Это было первое чудо в его жизни. Благодатная помощь Божия не оставляла всю его 90-летнюю жизнь.

     Нужда, почти голод были спутниками его детства. Но лишения и бедствия не озлобили родителей, а от своей матери он унаследовал нежность сердца и благочестие. Когда Михаилу было восемь лет, семья Парвицких переехала в Сибирь. Михаил поступает в Тобольскую Духовную семинарию и остается один – родители уезжают жить далеко от Тобольска. Тоска по любимой матери сильно повлияла на его характер. У Михаила появилась тяга к уединению. Он много читал Священное Писание, творения святых отцов. Кроме семинарии и храма Михаил нигде не бывал. Такая настроенность дала ему возможность сохранить душевную чистоту. От усиленных занятий и неумеренного постничества силы юного аскета настолько подорвались, что он сильно заболел и был близок к смерти. Но Господь сохранил его, хотя слабость и недомогание не оставляли Михаила всю последующую жизнь.

     Прогрессистские брожения тех лет, вольнодумные мечты об освобождении всего человечества, затронули и Семинарию. Михаил был далек от этого, он был полон планов о будущем служении на пользу ближних, - и этим возбудил к себе насмешливое отношение товарищей-семинаристов, прозвавших его Невским. Но насмешки не смутили юношу, он готовился к той высокой деятельности, которой собирается посвятить все свои силы. Быть миссионером, проповедником Христова учения среди блуждающих во тьме язычников! Окончив семинарию в 1854 г одним из лучших, он отказался от возможности продолжить обучение в Духовной Академии, и наметил себе место служения. Это – Алтай, где так много потрудился основатель Алтайской Миссии архимандрит Макарий (Глухарев, 1792-1847).

     Двадцатилетний миссионер начал свое служение в качестве псаломщика и учителя церковного пения в г.Улале (ныне – Горно-Алтайск), сопровождал миссионеров в их поездках в самые дикие и труднодоступные места Горного Алтая. Обучал молитве алтайцев, ухаживал за больными, ремонтировал обветшалые дома миссионеров, не гнушался никакой работой. Искренняя христианская любовь Михаила привлекала к нему сердца многих. Однажды он с риском для жизни высосал смертный яд из ноги мальчика, укушенного змеей. Ребенок остался жив, а его родители, до этого противящиеся христианству, видя жертвенность праведника, приняли святое крещение. Господь также помогал Своему угоднику. Не раз по молитве Михаила исцелялись неизлечимые больные.

     Для успешной проповеди он изучал алтайский язык и труды архимандрита Макария (Глухарева). 16 марта 1861 года Михаил был пострижен в монашество с именем Макарий. 17 марта был рукоположен в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. В 1864 году был назначен наместником Чулышманского Благовещенского монастыря.

     Весь свой досуг иеромонах Макарий посвящал переводу богослужебных книг на алтайский язык. В июле 1868 года он был командирован в Казань, где в течении полутора лет занимался работой по пересмотру, исправлению и изданию грамматики алтайского языка. Изданная в 1869 году грамматика, по мнению специалистов, и ныне входит в золотой фонд мировой тюркологии. Его перу принадлежит также первая азбука для алтайцев и несколько других книг на алтайском языке. Один из современников иеромонаха Макария писал: «Целая литература на неизвестном прежде наречии явилась исключительно его трудами». В Казани на Пасху 1869 года иеромонах Макарий совершил первую литургию на татарском языке и тем положил начало православному богослужению на языках местных народов. По возвращении на Алтай он в 1871 году был возведен в сан игумена, а в 1873 году – в сан архимандрита и назначен начальником Алтайской миссии.

     12 февраля 1884 года Макарий Невский становится епископом Бийским, а 26 мая 1891 года – епископом Томским и Семипалатинским. С образованием в 1895 году самостоятельной Омской епархии, куда вошла Семипалатинская область, владыка Макарий стал именоваться епископом Томским и Барнаульским. Высочайшим указом на имя Святейшего синода от 6 мая 1906 года преосвященный Макарий был возведен в сан архиепископа. Под управлением Владыки число церквей в Томской епархии так возросло, что пришлось ходатайствовать перед Святейшим Синодом о назначении второго викарного епископа. В 1908 году появился Барнаульский епископ, викарий Томской епархии, после чего преосвященный Макарий стал именоваться архиепископом Томским и Алтайским.

     Преосвященный Макарий много заботился о просвещении и обучении детей и взрослых. В 1891 году он учредил при архиерейском доме бесплатную библиотеку. Владыка широко развернул работу по созданию новых приходов, строительству новых храмов, открытию новых учебных заведений, церковно-приходских школ и других учреждений. В сентябре 1896 года Владыка освятил закладку здания Духовной семинарии. За первые 18 лет управления им епархией с мая 1891 года по 1 января 1909 года в епархии было открыто 217 новых церковных приходов, 2 женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 767 школ грамоты, 442 приходских попечительств о бедных. Строилось большое число церквей. Многие из них Владыка освящал сам (например, храм святых апостолов Петра и Павла на Спичфабрике). Святитель Божий неустанно проповедовал, как словом, так и примером подвигая людей к благочестию.

      В 1894 году святитель Макрий возглавил только что открытый томский отдел Императорского православного Палестинского общества, созданного для поддержания православия и защиты его от влияния католицизма и протестантизма, для оказания помощи тем, кто совершал паломничества на Святую землю, в Палестину.

     Преосвященный Макарий принимал деятельное участие в общественной жизни Томска: он освящал гражданские учебные заведения, промышленные предприятия, произносил слова назидания и поучения на учредительных собраниях общественных организаций. В 1896 году Владыка участвовал в торжестве закладки здания Томского технологического института (ныне – Политехнический университет), в том же году освятил закладку здания Общественного собрания. В 1901 году сказал архипастырскую речь при открытии Томской товарной биржи, первой в Сибири.

     Большой молитвенник, человек аскетического склада, преосвященный Макарий пользовался репутацией строгого и сурового наставника. Он выступал против пьянства, сквернословия, обмана, против увеселений в те дни, когда следовало молиться Богу. «Смотри, чтобы увеселительные удовольствия не лишили тебя здравомыслия, чистоты сердечной, чистоты телесной и здравия телесного. Будь послушным рабом своей совести, но не будь рабом своих удовольствий», - поучал святитель.

     В 1901 году Владыка утвердил правило первого на томской земле общества трезвости, созданного при Никольской церкви в Томске и участвовал в его открытии, разъясняя вредность употребления алкоголя для души и тела.

     Будучи по своим убеждениям монархистом, святитель Макарий провозглашал в проповедях и беседах с прихожанами: «Православие, Самодержавие и Русь нераздельная – вот знамя русского народа». В 1906 году он стал почетным председателем монархической организации Русское народное общество «За Веру, Царя и Отечество», в 1907 году преобразованный в Томский отдел Союза русского народа. Пользуясь правами начальника епархии, он обращался к томскому духовенству с призывом исполнить «священный и патриотический долг», присоединиться к Союзу и приглашать к этому своих прихожан.

      Уповая на объединение вокруг Церкви и царского престола «по заветам русской старины», Владыка пытался препятствовать действиям толпы во время черносотенного погрома 20-23 октября 1905 года, когда в Томске погибли десятки людей. 24 октября преосвященный Макарий собрал в своей резиденции совещание томского духовенства, которое обратилось к томскому купечеству с призывом помочь жертвам погрома. В ответ было собрано 10.000 рублей. Он предписал приходским священникам в проповедях умиротворять население, а когда в первых числах декабря 1905 года по Томску опять пошли слухи о готовящемся новом погроме, Владыка особым предписанием предложил духовенству провести службы и пастырские поучения с призывом мирного и благочестивого жития.

     Среди забот об огромной епархии, преосвященный Макарий много общался с людьми, регулярно выезжал на Алтай, в Нарымский край, на Чулым, служил там в храмах, беседовал с народом. В 1893 году он первым среди церковных иерархов побывал на Обь-Енисейском канале, соединявшем верховья Кети и Большого Каса, притока Енисея. На лодках и на лошадях добирался до самых отдаленных станов, где молился и беседовал с рабочими, коренными жителями тех мест. Святитель встречался и беседовал не только с православными, но устраивал беседы и с татарами томского Заисточья.

     Указом Святейшего Синода от 25 ноября 1912 года преосвященный Макарий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры и членом Святейшего Синода. Из Томска он выехал 12 декабря, провожаемый многочисленным народом – горячо любящей его паствой, среди которой были и представители администрации, городского общественного управления. Спустя три года, отмечая 80-летие преосвященного Макария, Томская городская Дума послала ему в Первопрестольную поздравительную телеграмму, а в Томской Духовной семинарии и в детском приюте томских попечительств о бедных были учреждены стипендии его имени.

     На Московской кафедре святитель продолжал свои труды, не прекращая личных подвигов молитвы и поста, являя пример своим пасомым в вере и верности Богу.

     После февральской революции 1917 года на угодника Божия были воздвигнуты гонения. Новый обер-прокурор Святейшего Синода, князь В.Н. Львов, вынудил Владыку подать прошение об увольнении на покой, лишил права проживания в Троице-Сергиевой лавре и положенного по статусу митрополита содержанию. Владыке пришлось жить в Николо-Угрешском монастыре, где его, разбитого параличом, в 1920 году навестил патриарх Тихон. В августе 1920 года, учитывая заслуги преосвященного Макария на миссионерском поприще в горах Алтая, Поместный Собор восстановил справедливость и определил ему почетный пожизненный титул митрополита Алтайского.

     1 марта 1926 года угодник Божий мирно предал дух в руки Господни в селе Котельники Люберецкого района Московской области, куда он был изгнан из монастыря советскими властями. Могила святителя была ограблена, и только в 1957 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, останки его были перенесены для захоронения в Троице-Сергиеву лавру. Они оказались нетленными и были положены в нижней части Успенского собора лавры – пещерном храме Всех святых, в земле Российской просиявших.

     Юбилейным Архиерейским Собором (Москва, 13-16 августа 2000 года) митрополит Макарий Невский причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
По материалам газеты "Томские епархиальные ведомости", № 2 за 2006,
08.03.2009
Добавить комментарий
Имя:  
Email:
Комментарий:
Скопируйте этот защитный код в текстовое поле: *

 
Другие публикации
© 2008 - 2019 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.