Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви
В 2018 году нашему храму исполняется 110 лет!

ДУХОВНЫЕ ВРАТА ТОМСКА

ДУХОВНЫЕ ВРАТА ТОМСКА

Причины создания Томской часовни

     Третий томский епископ, Преосвященный Парфений (Попов), проявляя заботу о благоустройстве духовной жизни города, обратил пристальное внимание на центральную площадь, именовавшуюся «Базарной». Ранее здесь находилась старинная деревянная Богоявленская церковь (1630г.). Вокруг церкви располагалось кладбище, где были погребены многие из первых томичей – первопроходцев, основателей Томска. Храм неоднократно страдал от пожаров, пока, наконец, в 80-х годах XVIII века не был перестроен в каменном исполнении в 70 метрах к западу (ближе к реке Томь), где и стоит по сей день. Прежнее место храма как святое, намоленное нашими предками, было огорожено и отмечено небольшим кирпичным памятником, увенчанным крестом.

     Однако память человеческая оказалась слаба, и многое из славного прошлого было постепенно забыто. Спустя несколько десятилетий, это место оказалось в пренебрежении, памятник обветшал, крест накренился. Преосвященный Парфений восклицал: «По постановлению Православной Церкви, места, где в прежде бывших церквях находились святые престолы, должны быть ознаменованы особенными памятниками и огорожены. На основании этого вдоль дороги, ведущей от моста, устроенного на реке Ушайке, к Богоявленской церкви, устроен из кирпичей памятник с решетчатою огорожею. Но этот памятник своими развалинами не только не свидетельствует о святыне места, но служит безобразием улицы»

     В письме, поданном в декабре 1855 года Томскому губернатору В.А.Бекману, епископ Томский Парфений предложил «вместо развалившегося памятника устроить часовню, которая бы, будучи постоянно отверстой, могла служить местом хотя краткой молитвы для народа, в значительном количестве приходящего на прилегающую к ней Торговую площадь и остающегося в воскресные дни без богослужения». Вместе с тем Владыка возымел намерение «устроить эту часовню по плану и фасаду знаменитой святынею часовни Иверской, находящейся в Москве, с тем, чтобы поместить в ней точный список с почитаемой всею Россией иконы Иверской Божией Матери».

     Преосвященный Парфений нашёл у Томского губернатора поддержку, и вскоре на этом месте была построена часовня.

История создания часовни

     Каждая церковь освящается в честь Господа, Пресвятой Богородицы, либо каких то святых угодников Божиих. Преосвященный владыка Парфений благословил строящуюся часовню освятить в честь Иверской иконы Божией Матери по примеру московской Иверской часовни, чтобы, как на страже Москвы и Кремля, попечение о нашем городе было доверено Милосердной и Благой «Вратарнице» – Пресвятой Деве Богородице!

     Для этой часовни Преосвященный Парфений заказал икону в Москве, которую освятили в Московской Иверской часовне. Икона была доставлена в Томск ещё до построения часовни и находилась сначала на территории Богородице-Алексиевского монастыря в домовой архиерейской церкви, пока строилась Иверская часовня. Тем временем наступило время открытия Томской духовной семинарии, и когда по этому случаю состоялся торжественный Крестный ход, то во главе его несли именно Иверскую икону.

     Одновременно на деньги купца Некрасова, томича, который жил в Москве, была сделана специальная карета – точная копия Московской. На неё ставили икону и возили по городу освящать здания и совершать молебны. Икона размещалась на карете спиной к кучеру и коням, лицом к дьякону, священнику и певчим, ехавшим в этой же карете, то есть лицом к обычно идущему за каретой Крестному ходу.

     Каменная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери была сооружена по проекту епархиального архитектора Еремеева и освящена во вторник Пасхальной седмицы 1858 года. Средства на её строительство в память о Крымской войне 1854-1856 гг. дал купец С.П.Петров, учредитель торгового дома «Михайлов и Малышев».

     Дело в том, что время решения строительства часовни совпало с временем окончания Крымской войны 1854-1856 гг., в которой принимал участие 39-й Гвардейский полк, сформированный в Томске в декабре 1796г. Все 349 дней осады Севастополя этот полк героически оборонял его 4-й бастион. До этого полк участвовал и в битве под Аустерлицем, и в войне 1812 года, в частности, Бородинском сражении (позже размещался в Польше, где принимал участие в Первой Мировой Войне, был расформирован в 1918 году). Многие томичи в составе 39-ого Гвардейского полка положили свои жизни на Крымской войне. Поэтому эта часовня строилась как память об этих павших воинах.

Особенности первой часовни и Иверской иконы

     Среди современных жителей Томска почти не осталось тех, кто помнил бы первоначальную Иверскую часовню и её точное расположение. Лишь на старинных фотографиях можно было рассмотреть и полюбоваться на её своеобразную архитектуру. Часовня представляла собой одноэтажное кирпичное прямоугольное сооружение, размером 4,978 м на 4,584 м. Снаружи на восточной стороне стены часовни был написан образ святителя Иннокентия, епископа Иркутского, на южной – святителя Алексия, митрополита Московского, на северной – Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, а на западной над входом – Иверская икона Божией Матери и икона святых апостолов Петра и Павла. С восточной стороны часовни внизу была устроена жилая комната для сторожей, вход в которую осуществлялся с северной стороны с каменной лестницы. Металлическая крыша, окрашенная в зелёный цвет, повторяла форму купола и была украшена накладными звёздами. Увенчано здание часовни было постаментом, выполненным из кирпичной кладки с чугунной литой, окрашенной бронзовой краской скульптурой ангела с крестом.

     Сама Иверская икона Божией Матери, находилась в иконостасе в «серебряной под золотом ризе и венце» с короной из жемчуга с каменьями разного цвета. Высота иконы была два аршина (ок.142 см), а ширина один аршин и восемь вершков (ок.126 см). Здесь икона пребывала всё время. Рядом с ней находились ещё две, так называемые, выездные иконы, полностью её повторяющие. На них жемчужная риза, украшавшая главный образ, была нарисована красками.

     Есть предположение, что эти две иконы сохранились: одна из них находится в Петропавловском соборе, другая в Троицкой церкви. Именно на этих иконах головной покров у Божией Матери нарисован так, как будто он сделан из жемчуга. Вот эти иконы возились по просьбам частных лиц по домам, учреждениям на привезённой из Москвы карете. Постоянно заказывались молебны, и даже было расписание их очерёдности, так что практически все крупные здания и сооружения Томска с этого момента в течение почти 80 лет освящались Иверскими иконами. Так, например, в 1895 году на переезде у площади Южной было освящено начало строительства железной дороги от Тайги до Томска. Даже каменный мост через Ушайку был освящен в 1916 году, когда его начали строить австрийские военнопленные. Таким образом, передавалось благословение Иверской иконы всем пребывающим в Томске.

Почитание святыни

     Часовню стали называть духовными воротами Томска, а Иверскую икону – Томской Градодержательницей, понимая и сознавая, что она в руке своей держит судьбы города и его граждан. По свидетельству томского историка К.Н.Евтропова, «кроме ежедневного служения молебнов в часовне и ношения святой иконы по домам, поднятия её в дни особых торжеств, преосвященный Парфений успел в свое время привить томичам благочестивый обычай, который строго соблюдался в Москве с 1669 года, при въезде в город и выезде из него – обязательно помолиться в Иверской часовне. Сам Парфений перед каждой отправкой в дальний путь и по возвращении из него всегда подъезжал в дорожном экипаже к Иверской часовне, чтобы поклониться свято чтимой иконе Божией Матери. Примеру его стали следовать и граждане».

     Вратами града Томска называли эту часовню. И, действительно, наши предки-томичи усердно прибегали к этой иконе с молитвой во всякой нужде и скорби. Ведь икона эта прославилась множеством чудес. Очень любил молиться в Иверской часовне Божией Матери и святой праведный старец Фёодор. Это было одно из его любимейших мест в нашем городе.

     Именно здесь проходил прием Наследника Цесаревича Николая (будущего императора Николая II) 5 июля 1891 года, к приезду которого с западной стороны часовни была пристроена специальная крытая деревянная площадка – «сень».

Разрушение часовни

     В 1920 году здание часовни было национализировано и затем передано в пользование общине верующих. Вскоре была разобрана деревянная «сень», сооружённая для встречи Цесаревича Николая.

     В 1932 году 17 июня на заседании президиума Томского Горсовета шло обсуждение о закрытии Иверской часовни. Расположенная в центре города, в окружении многочисленных советских учреждений, на Базарной площади, по которой мимо часовни в дни советских праздников проходят демонстранты старинная Иверская часовня «колола глаза». Но главный упор делался на то, что «часовня является не только молитвенным зданием, но также и памятником эпохи самодержавия», поскольку здесь когда-то проходил приём будущего царя Николая II, свергнутого революционной волей.

     Разбирали часовню пожарники из центральной пожарной части, расположенной как раз на площади напротив часовни. В первый день их усилия сорвать фигуру ангела, накинув ему верёвку на шею, не увенчались успехом. Лишь на второй день была разобрана кладка постамента и разрушены стены. Сброшенную фигуру ангела с отломанным правым крылом пожарники погрузили на телегу и увезли в неизвестном направлении.

     Место, где находилась часовня, по плану благоустройства Томска предназначалось под сквер. В 1959г. недалеко от места расположения часовни был установлен памятник В.И.Ленину, а бывшей Базарной площади дано его имя.

Восстановление часовни

     С инициативой восстановления Иверской Часовни выступила Томская Епархия в лице Преосвященного Ростислава.

     С первых дней своего пребывания на Томской кафедре епископ Ростислав имел заботу о восстановлении Иверской часовни. Но многочисленные хлопоты по реставрации многих храмов и здания Епархиального Управления не позволяли скоро осуществить это дело. Оставалось только молиться Пресвятой Богородице, чтобы Она сама в нужное время осуществила это благое намерение. И такой день настал.

     Однажды в Томское Епархиальное Управление на приём к епископу пришёл Владимир Ивлев, директор Агентства недвижимости «Аурум», и предложил построить небольшую церковь. Взвесив его финансовые возможности, оказалось, что имеющихся у него средств недостаточно для построения церкви, но вполне достаточно для строительства часовни. Поэтому владыка Ростислав предложил ему профинансировать строительство Иверской часовни. Состоялся конструктивный разговор и предприниматель дал заверение, что примет активное участие в восстановлении чтимой святыни.

     После этой встречи дело сдвинулось с мёртвой точки. Но теперь было необходимо решать вопросы с выделением земли, что оказалось не так просто. Это и транспортная развязка, это и соседство с памятником Ленина. Многие чиновники боялись возникновения противостояния между православными и коммунистами. Сотрудники ГБДД опасались за безопасность посетителей часовни, поскольку она могла бы оказаться в центре площади с оживлённым движением. Пришлось приложить немало сил, чтобы убедить многих чиновников, от которых зависело принятие решения о выделении земельного участка. Поддержку в таком сложном вопросе владыка Ростислав нашёл у Губернатора Томской области В.М.Кресса, который однозначно поддержал восстановление этого исторического и духовного памятника. Земельный участок был выделен.

     На основании разрешительного письма городской мэрии от 14 января 2002 года Сибирским институтом «Сибспецпроектреставрация» был выполнен комплект рабочей проектной документации на воссоздание Иверской часовни. Архитекторы П.П.Зыбайло, М.А.Яблонская, И.Ю.Болтовская при подготовке документации обнаружили любопытную систему пропорционирования в планировке часовни. Оказалось, что длина Иверской иконы соответствовала высоте фигуры ангела на кровле часовни и укладывалась восемь раз по внутреннему периметру.

     17 февраля 2002 года Преосвященный Ростислав, Епископ Томский и Асиновский освятил закладной камень в основание часовни. В своём слове при освящении камня Владыка напомнил, что нынешняя площадь расположена над старинным кладбищем. Найденные во время рытья котлована под фундамент часовни остатки захоронений были бережно перенесены для захоронения в другое место. А над старинным кладбищем, где покоятся многие из основателей Томска, с момента восстановления часовни будут подниматься к небу не одни только выхлопные газы многочисленных автомобилей, а, прежде всего, будут возноситься непрестанные молитвы.

     В городе был объявлен сбор денежных пожертвований на строительство часовни. Работы по сооружению объекта вело ОАО СУ-4 (директор – А.В.Смокотин). Строительные работы пошли ещё быстрее, когда стало известно о визите в Томск 25-27 мая 2002 года Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Решено было закончить сооружение часовни к этому сроку.

Особенности второй часовни и её освящение

     Имущественная опись 1914 года, скрупулезное исследование двух фотографий конца XIX и начала XX веков, сверки с Иверской часовней в Москве – легли в основу рабочей документации. Подвал в новой часовне не предусмотрен. Снаружи здание было оштукатурено с восстановлением всех архитектурных профилей и деталей, а затем окрашено. Помещение часовни перекрыто железобетонным сводом, поверх которого устроена деревянная крыша с металлическим покрытием. Декоративное оформление кровли, водостоков и водосточных труб было так же восстановлено по фотодокументам. Но в отличие от первой часовни на фасадах восстановленной часовни нет изображений святых угодников, и крыша окрашена не в зелёный цвет, а в голубой.

     26 мая 2002 года Святейший Патриарх московский и всея Руси Алексий II при большом стечении народа, духовенства, городского и областного руководства освятил новосооружённую Иверскую часовню. Хотя часовня и была построена, но её ещё не успели отштукатурить, провести все молярные работы. Однако уже тогда Святейший Патриарх освятил её и в дар часовни передал специально привезенную для этой цели из Москвы новую Иверскую икону Божией Матери, написанную московскими иконописцами, которую и поместили в часовне.

     В своём слове Его Святейшество сказал: «Восстановлена историческая справедливость. Вновь на том месте, где стояла Иверская часовня в Томске, – она вновь стоит. Я хочу принести благодарность губернатору Томской области, другим руководителям, многим предпринимателям, которые принимали участие в создании этой часовни, и убежден, что люди, проходя мимо, вступая на эту главную площадь города, будут заходить в часовню и будут испрашивать благословения у Благой Вратарницы, Пречистой Богоматери на свой жизненный путь. И вновь эта святыня будет осенять град сей и тех, кто трудится и живет в нём. Да пребывает благословение Божие Воскресшего Господа и Спасителя и предстательство Пречистой Богоматери над архипастырем, духовенством, руководителями области и города, над всеми тружениками этого града, над всеми, кто живёт здесь. Пусть предстательством Пречистой Богоматери Господь помогает, укрепляет, даёт силы и мужество совершать своё служение, свой жизненный подвиг во славу Божию, на благо нашего земного Отечества, на благо святой Православной Церкви, на благо нашего многострадального народа. В эти Пасхальные светлые дни я приветствую всех вас радостной Пасхальной вестью – радостью о Воскресшем Господе – Спасителе: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

     Действительно, нынешнюю Иверскую часовню в Томске можно сравнить с молодым ростком, который, несмотря на внешнюю хрупкость, пробивает толщу асфальта и, сквозь трещинки вырвавшись наружу, навстречу к солнцу, празднует победу жизни! Ровно через 70 лет после разрушения Иверская часовня вернулась в Томск. Участники этого события стали свидетелями необычного атмосферного явления: по окончании освящения на совершенно безоблачном небе возникла радуга вокруг солнца, перешедшая затем в большую во весь небосклон дугу.

Иверская икона Афонского письма

Иверская     На этом милости и благословения Божии граду Томску, связанные с Иверской часовней не закончились. На Святой горе Афон по заказу Преосвященного Ростислава для Томской Иверской часовни была изготовлена икона Божией Матери, точная копия знаменитого древнего чудотворного образа, хранимого в Иверском монастыре на Афоне.

     Сделать точную копию было непросто. Древний Иверский образ потемнел от времени, ведь прошло более 1000 лет с того времени, как он был написан. Кроме того, старинная икона была заключена в серебряный оклад, который закрывает все изображение, кроме лика Богоматери и Богомладенца. Непростую работу по созданию списка, максимально приближенного к оригиналу, мастерски выполнил афонский иконописец иеродиакон Евсевий, приписанный к Иверскому монастырю. Отец Евсевий изучал иконопись в Афинах ещё до Афона под руководством одного из известных в Греции иконописцев. Потом он ушёл на Афон, где живет уже более 10 лет. Ему приходилось писать разные иконы, но Иверскую он писал в первый раз, почему и вложил в эту работу все свои духовные силы и умения. Списки с Иверской иконы делались на Афоне и раньше, но все они имеют значительные расхождения с первообразом. Отец Евсевий поставил перед собой задачу как можно точнее передать тот образ, который находится в Иверском монастыре, то есть саму чудотворную икону.

     Справедливо полагая, что рисунок и контуры оклада обычно повторяют живопись, имеющуюся на иконе, отец Евсевий при написании своей иконы воспроизвёл живописными средствами многие элементы оклада: особый узор по нимбу, складки одежд, общие очертания фигур. В результате получился удивительно красивый образ, написанный в греческом стиле, почти не отличимый от оригинала. Впрочем, ценность той иконы, которая принесена в город Томск, заключена не в абсолютной идентичности внешнему облику афонского первообраза, а в духовной причастности святогорской Святыне.

     Доставить икону с Афона в Томск был откомандирован наместник Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря игумен Силуан (Вьюров). Большую помощь ему оказали насельники Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне. Они предоставили автотранспорт и помогли доставить новонаписанную икону из кельи иконописца сначала в Иверский монастырь, где список был освящён греческими монахами и приложен к самой чудотворной Иверской иконе, а затем – на пристань русской обители, откуда икону перевезли в Урануполис. Далее из Солоников после оформления документов, необходимых для вывоза иконы из Греции в Россию, благополучно преодолев таможни и расстояние в 7000 километров отец Силуан со спутником Е.В.Черемисиным доставил долгожданную святыню в Томск ранним утром 30 июня 2002 года. Поскольку работы по благоустройству Иверской часовни продолжались до октября 2002 года, местопребыванием Афонской иконы был Петропавловский, а затем Богоявленский собор.

Торжественное открытие Иверской часовни

     13 октября 2002 года состоялось торжественное открытие часовни и перенесение в неё Иверской иконы, написанной на Афоне. Все необходимые для этого ремонтные работы были завершены. Преосвященный Ростислав в сослужении сонма духовенства совершил божественную Литургию, а затем Крестным ходом, при большом стечении верующих, перенёс из Богоявленского собора в Иверскую часовню Афонскую святыню.

     На ступенях новой часовни, обратившись к народу, Владыка поздравил всех со знаменательным событием в жизни города и всей Сибири, высказал слова благодарности всем, кто участвовал в восстановлении часовни, вручил высокие церковные награды тем, кто особо отличился в этом богоугодном деле, и пожелал, чтобы Иверская часовня стала небесным Ангелом-хранителем города и всех горожан.

     Внутри часовни ныне находятся две Иверские иконы Божией Матери: у северной стены стоит киот с иконой, подаренной Святейшим Патриархом Алексием II, у восточной стены напротив входа – киот с иконой, написанной на Афоне, у южной стены стоит икона великомученика и целителя Пантелеимона. Перед каждой иконой теплятся лампады и горят свечи.

     Раньше к той первой иконе находящейся в часовне до её разрушения непрестанным потоком приходили томичи для молитвы в различных жизненных ситуациях – болезнях, бедах, напастях... И вот теперь, когда часовня восстановлена, Матерь Божия в новонаписанной иконе вновь заняла своё достойное место как бы на страже нашего города. И опять когда часовня открылась томичи потянулись к этой святыне и перед иконой Богородицы обретали утешение в скорбях, поддержку...

     Есть благочестивая традиция дома помещать Иверский образ Божией Матери над входной дверью, поскольку Матерь Божия будет хранить жилище этого человека.

Родник веры пробивает бетон!

     В мае 2008 года, архиепископ Томский и Асиновский Ростислав по приглашению владыки Тверского Виктора принимал участие в Днях славянской письменности и культуры, которые проходили в Твери, и рассказал, что в последний день этих праздников они посетили место, где река Волга берёт своё начало, и освятили её исток. В Тверской епархии каждый год после дней Кирилла и Мефодия освящается этот исток. Оказывается, что когда во время Великой Отечественной войны фашисты захватили эти земли, то они, желая лишить нашу страну и наш народ великой реки Волги, решили замуровать её исток. Они использовали огромное количество бетона, цемента и свай, чтобы Волга не текла по нашим российским просторам. Но когда они забетонировали, заделали, то ручеёк пробился где-то рядом, продолжая течь. Он обтекал все новые и новые бетонные загромождения, которые фашисты продолжали делать...

     То же самое происходило и с нашим народом, с нашей духовной традицией, культурой, когда безбожные власти несколько десятилетий подобно этим фашистам пытались зацементировать духовные истоки, которыми всегда питался наш народ - святую православную веру. Но как бы они не пытались это сделать, вера пробивалась то там, то здесь. Всегда были островки духовной жизни, приходы, мужественные верующие люди, которые несмотря ни на что, ни на гонения, ни на какие притеснения, сохраняли Святое Православие, а эти ручейки потом сливались в мощную реку, которой являлась всегда наша Святая Православная Церковь.

     Именно этому мы обязаны, что Иверская часовня, выросшая как бы вдруг за короткий срок, да в ещё в опасном соседстве с памятником главному богоборцу страны, в центре площади, посвящённой его имени, нисколько не подавляется мрачной статуей, но, напротив, из-за контраста смотрится ещё живее и наряднее. Она в нашем городе стала жизнеутверждающим символом крепнущего Православия.

P.S. При подготовке статьи использованы следующие материалы:
1. Книга прот.Олега Безруких «Храмы города Томска»
2. Брошюра О.Богдановой «Часовня Иверской иконы Божией Матери в Томске»
Вячеслав Владимиров,
05.12.2008
Добавить комментарий
Имя:  
Email:
Комментарий:
Скопируйте этот защитный код в текстовое поле: *

 
Другие публикации
© 2008 - 2018 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.