Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТАфото с сайта pravmir.ru      7 марта 2011 года начинается Великий пост. Он продлится семь недель до дня Святой Пасхи – Светлого Христова Воскресения, который приходится в этом году на 24 апреля. Православная Церковь, предписывая хранить весь Великий пост в воздержании и целомудрии, предлагает наиболее частое посещение храмовых служб, исповедь, причастие, соборование... Существуют и особые дни, знать которые и святить их – соблюдать, освящая себя пребыванием в церкви – обязан каждый верующий.

     Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни.

      С 7 по 10 марта – четыре первых дня Великого поста (с понедельника по четверг) за вечернем богослужением читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В этом каноне приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Заветов, применительно к нравственному состоянию души человека, оплакивающего свои грехи. Канон назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). На каждом из них молящиеся, сокрушаясь о грехах своих, отвечают, вторя пению хора: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

      Каждые среду и пятницу, а также вторник 5-й седмицы и с понедельника по среду Страстной седмицы утром в течение всего Великого поста служится Литургия Преждеосвященных Даров, отмеченная просветленной печатью покаяния, подавая в святом Причастии силы для достойного поприща Великого поста. Все чинопоследование ее - тихое и умиротворяющее, призванное укрепить нас в борьбе с миром, диаволом и собственной плотью.

      11 марта, в пятницу первой седмицы, по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебный канон великомученику Феодору Тирону и благословение колива. Святой Феодор за свой подвиг удостоился от Бога благодати укрепления сил к перенесению поста и сохранению от осквернения через пищу. Спустя 50 лет после мученической кончины Феодора (ок.306) император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Великомученик Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (можно добавить изюм и орех).

      13 марта, в первое воскресение Великого поста, именуется Неделя Торжества Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия - историческое. Духовные темы этого дня: победа правой веры – «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин.5:4) и прославление икон святых как свидетельства обожения человека.

      19 и 26 марта, а также 2 апреля, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц, совершается поминовение усопших. В дни Великого поста, подвига духовного, – молитвы, покаяния и благотворения – Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для особого поминовения усопших ещё и по той причине, что в седмичные дни Великого поста не совершаются их поминовения (панихиды, 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, сорокоусты), т.к. ежедневно не бывает полной Литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, в великопостные дни и выделены указанные субботы.

      20 марта, второе воскресенье Великого поста, посвящено памяти святителя Григория Паламы (+1357), который защищал учение Церкви о том, что человек может достигнуть святости благодатью Господней и через пост и молитву уже в этой жизни быть преображенным нетварным, фаворским светом Славы Божией.

      20 и 27 марта, 3 и 10 апреля, вечером в воскресные дни, совершается особое богослужение, называемое «Пассия» (с греч. «страдаю»), посвященное поклонению страданиям Господним. Это особое чинопоследование включает в себя чтение акафиста Божественным Страстям (страданиям) Христовым и соответствующих мест из Евангелия (последовательно – от Матфея до Иоанна), в которых описаны события страстных дней и распятия Господа нашего Иисуса Христа.

      22 марта, во вторник 3-й седмицы, – память 40 Севастийских мучеников. Они были воинами и в 320г. пострадали за веру во Христа в Севастии (Армении) при Ликинии. После отказа от поклонения идолам все они были подвержены ужасным мучениям. Их поставили раздетыми в покрытое льдом озеро. Это мучение было еще более непереносимо, потому что рядом находилась теплая баня. Один из 40 воинов соблазнился и побежал к бане, но возле самого порога упал замертво. Но стражник Аглай, пораженный мужеством страдальцев, уверовал во Христа и сам вошел в озеро, восполнив число 40. Тела мучеников после их смерти были сожжены, а оставшиеся кости брошены в воду. Через три дня после этого все кости святых мучеников были собраны благочестивым Севастийским епископом и положены в честном месте. Впоследствии, как свидетельствует Григорий Нисский, святые останки 40 мучеников были разделены по всей земле, чтобы каждая область получила от них благословение. В православной традиции этот праздник является православным мужским днем, призывающим христиан к стойкому стоянию за веру и мужественному исполнению своего христианского долга.

      27 марта, третье воскресенье, начало Недели Крестопоклонной. Накануне, в субботу вечером, Крест, украшенный цветами, выносится на середину храма не только как напоминание об искуплении Христовом и цель, на которую должны быть направлены наши усилия, но также и для почитания его как пути спасения. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38), ибо в Кресте Распятого Христа находится «сила Божия и премудрость Божия» для спасающихся (см.: 1Кор.1:24).

      3 апреля, четвертое воскресенье Великого поста, посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, автору книги «Лествица» (т.е. «Лестница»). Игумен монастыря св.Екатерины в Синае (VI век), он свидетельствует о том огромном усилии, которое необходимо сделать, чтобы войти в Царство Божие (см.: Мф.10-12). Духовная борьба в христианской жизни совершенно реальна, она «не против крови и плоти, но против... мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). Преподобный Иоанн вдохновляет нас на эту борьбу, ибо только «претерпевший до конца спасется» (Мф.24:13).

      4 апреля, в понедельник 5-й седмицы поста, вечером, совершается богослужение, именуемое «стояние Марии Египетской», когда полностью вычитывается канон преподобного Андрея Критского, который до этого частями читался на первой седмице Великого поста.

      7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от неё Христа Спасителя (см.: Лк.1:26-38). Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой пророка и Предтечи Иоанна. По великому торжеству Благовещения, празднование ему не отлагается даже в день Пасхи, если, бывает, эти праздники совпадают. А если это торжество приходится на дни поста, то пост ослабляется. По церковному Уставу, в этот день благословляется вкушение рыбы.

      8 апреля, в пятницу 5-й седмицы, вечером, Церковь совершает молебное последование акафиста Пресвятой Богородицы, вспоминая Ее дивную помощь, благодатно поданную верующим. Богослужебный день, всегда начинающийся с кануна вечера, именуется Похвала Пресвятой Богородицы, или Суббота Акафиста.

      10 апреля, в пятое воскресенье Великого поста, Святая Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, раскаявшуюся блудницу. История о ней учит нас, что никакой грех и никакое беззаконие не могут быть непреодолимой преградой на пути человека к Богу. Христос пришел «призвать грешников к покаянию» и спасти их от грехов (см.: Лк.5:32), и Он с радостью принимает всех, кто приходит к Нему, даже и в «одиннадцатый час», если только наш приход сопровождается глубоким и искренним покаянием.

      16 апреля – Лазарева суббота – является предпасхальным торжеством. Это единственный день в году, когда воскресная служба совершается не в воскресенье. На Литургии Лазаревой субботы Церковь прославляет Христа – «Воскресение и Жизнь», Который перед Своими страданием и смертью, утвердил воскресением Лазаря, уже четвероднево умершего, прообраз всеобщего воскресения человечества. На трапезе разрешается вкушение рыбной икры.

      17 апреля – праздник триумфального Входа Господня в Иерусалим («Вербное воскресенье»), принадлежит к числу двунадесятых праздников. Его службы непосредственно продолжают службы Лазаревой субботы. Храм по-прежнему облачен в воскресное благолепие, и непрестанно повторяется восклицание «Осанна!», обращенное ко Христу, Царю-Мессии, приходящему во имя Бога Отца для спасения мира. Накануне вечером, на Всенощной праздника, благословляются ветви (в России – вербы), и мы держим их в руках в течение всей службы, показывая, что тоже встречаем Иисуса Христа как Царя и Спасителя. По церковному Уставу, в этот день благословляется вкушение рыбы.

      С понедельника 18 по субботу 23 апреля – последняя неделя жизни Иисуса Христа, именуется Церковью «Страстная седмица». О каждом её дне в богослужебных книгах говорится как о «великом и святом», а во всех церквях совершаются особые службы. В это время прерывается вся мирская жизнь для верующих, «восходящих с Господом в Иерусалим» и на Голгофу, – к тому дню, где за страданием и смертию Христа Спасителя взойдёт заря неизреченной Пасхальной радости и счастья! И, переживая Его Воскресение в преизбытке своих чувств, мы будем свидетельствовать всему миру: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Протоиерей Святослав Зулин,
05.03.2011
Добавить комментарий
Имя:  
Email:
Комментарий:
Скопируйте этот защитный код в текстовое поле: *

 
Другие публикации
© 2008 - 2021 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.