Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви
В 2018 году нашему храму исполняется 110 лет!

Возрастная психология

Возрастная психология     17 мая 2010 года, в рамках XX Кирилло-Мефодиевских чтений в Актовом зале Томской духовной семинарии для учителей, представителей духовенства и студентов был проведен мастер-класс гостя Дней славянской письменности и культуры Татьяны Владимировны Скляровой, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В свете введения в общеобразовательные учебные учреждения курса «Основы религиозных культур и Светской этики» педагогам необходимо с большим вниманием отнестись к возрастной психологии. Как работать с этим возрастом, в котором начинается знакомство с религиозной культурой, какие особенности учитывать – вот именно на этом и сосредоточила внимание Т.В. Склярова в своем выступлении.

Духовные дары и рефлексия

     Первые семь лет после рождения возрастная психология выделяет минимум 4 возрастных этапа – новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство. В каждом этапе есть свои задачи и социальные ситуации развития. Но если мы пытаемся говорить в рамках православной педагогики, то личность человека изначально задана и все духовные дары, как то: свобода, воля, творчество уже есть в личности человека. Они априори ребенку принадлежат. Раскрытие этих даров мы начинаем наблюдать в развитии ребенка первых семи лет. Словотворчество, каракули, придумывание новых терминов – это творчество, которое Господь дает человеку. И прорастание этих даров в психике достигает определенного рубежа к завершению возраста дошкольного детства. Промежуток в интервале между 6 и 7 годами характеризует постепенное появление нового качества психики. Ребенок начинает обращать внимание на свой внешний вид, детская непосредственность постепенно начинает упорядочиваться.

     К 7 годам происходит серьезнейшее изменение в развитии ребенка, которое проявляется в рефлексивном качестве личности. «Рефлексия» – значит отражать. «Рефлексивное качество» – это способность отражать свое внутреннее состояние и свое внешнее проявление. Когда же у ребенка проявляются рефлексивные процессы в психике, он в состоянии сам себя оценить. И поэтому если он видит, что получает похвалу незаслуженно, осознавая то, что он мог сделать лучше, ребенок этой похвале не радуется, а печалится. Это качество и в православии имеет краеугольное значение: неслучайно именно это время относится к началу осознанной работы над собой. Это время первой исповеди ребенка.

     В законах психологии развития есть одна четко исполняющаяся закономерность: те качества психики, которые определяются в определенном возрасте, во всей своей полноте проявляют свои плоды в лучшем случае через возраст. Это качество рефлексивной оценки, отслеживания и оценивания самого себя практически незаметно в начале младшего школьного возраста. Но если этому качеству не придать серьезного значения и не нагрузить правильным содержанием, каким и должна быть наполнена подготовка к первой осознанной исповеди, то в последующих возрастах, и период раннего подростничества, в частности, у человека не будет навыка вглядывания в себя. Самооценка и самоотслеживание, зарождающиеся в дошкольном возрасте проявляются в последующих возрастах! И здесь важно не проглядеть этого момента, и помочь ребенку обратить внимание на значимость и важность того качества, которое он в себе обнаружил. Это даст базис для дальнейшей работы над собой и правильной социальной адаптации.

     В 10-15 лет начинает четко формироваться рефлексивное отражение своего мышления, своего воображения, внимания, памяти, поведения. Но один из главных духовных даров – воля. Вся учебная деятельность ребенка – это подчинение своей воли определенному образцу. Это тоже серьезная духовная работа: делать по образцу, не как хочется, а как надо, как принято. Поэтому то, как мы научим ребенка этой модели поведения в начальной школе, так и будут натренированы его волевые мышцы в дальнейших возрастах. Именно в этом младшем школьном возрасте необходимо тренировать волевые процессы. И необходимо расширять спектр этой тренировки не только прописями, заучиванием стихов, но и добрыми делами, оцениванием самого себя, самопринуждением со смыслом, который усваивает ребенок. Это все становится золотым запасом, который позволяет психике человека развиваться в том направлении, к которому она признана.

Конкретное и абстрактное мышление

     Мышление в младшем школьном возрасте и подростковом различно. Как правило в младшем школьном возрасте мышление характеризуется набором конкретных операций: это наглядно показано в предмете математики. Есть пешеходы, яблоки и другие предметы, которые можно наглядно представить и с которыми можно произвести то или иное математическое действие.

     Абстрактная сфера ребенком практически не применяется. Поэтому эксперименты с ранним внедрением в курс математики более сложных математических функций очень обедняет развитие психики: ему важно научиться в этом возрасте всему богатству математических приемов с натуральными объектами. Правы те учителя, которые максимально полно насыщают сенсорику, всю сферу ощущений ребенка, устраивая экскурсии, походы, демонстрируя картинки и предметы наглядно. И ни в коем случае нельзя в этом возрасте игнорировать этот момент, пытаясь перескочить на более высокий уровень развития. В этом возрасте обучение обязательно должно быть со вкусом и запахом.

     У подростков же развивается процесс абстрагирования, и надстройкой над конкретным мышлением является отвлеченное мышление. В этом возрасте ребенок начинает апеллировать понятиями добра, справедливости, мужества и понимать относительность этих понятий, рассуждать о том, что невозможно увидеть или потрогать. Это приводит к тому, что ребенок учится оценивать ситуацию не с позиции родителей или старших наставников, а давать свою собственную оценку.

     Критичность ребенка, его категорическое несогласие, ершистость – это следствие того, что мышление выходит на более высокий уровень развития и ему нужна постоянная тренировка. Ребенок неосознанно пробует появившиеся у него механизмы сомнения, критики, рассуждения. Это время взросления и взрослый человек сможет полноценно критически мыслить, если полноценно разовьет эти качества именно в 10-15 лет.

     Педагоги и родители ни в коем случае не должны перекрывать пути развитию этого сложного процесса. Не развившись в полной мере, эти качества заставляют повзрослевшего ребенка избегать неудобного для него общения, уходить от горячих моментов. Такой человек не в состоянии отстаивать свою позицию. А бунтари, отстаивающие в подростничестве свою позицию в случае направления к правильным целям, во взрослом состоянии способны сделать замечательную карьеру, стать учеными, успешными творческими людьми. Ведь они могут не только сказать, но и самое главное, четко доказать свою позицию.

Жемчужины общения

     В поведении подростка стремление к общению является доминирующим. Говорить хоть о чем, главное интенсивно и как можно чаще. И в этом количестве зреет важное качество, которое никакими тренингами развить практически невозможно. Вызревает умение человека дифференцировать качество и количество общения. К 15-16 годам устав от безудержного потока общения, выловив для себя жемчужины, человек сам решает с кем он общается, когда он общается, на предмет чего он общается. Эта дифференциация общения вызревает также медленно, как и остальные процессы психики. И учатся дети именно с себе подобными, для которых актуальна та же проблема. Ведь со взрослым он общается исключительно целевым образом: есть цели, задачи, сроки и результаты общения. Оно иерархическое и по этой причине ребенок никогда не будет равноправно общаться со взрослым.

     Если в раннем школьном возрасте формат общения задают взрослые: рассаживают за парты, разделяют по группам и т.д., то подросток формат общения выбирает самостоятельно. В связи с этим у ребенка возникает острая потребность, чтобы его слушали и слушали с интересом. Если рассказ младшего школьника перебить и усадить его делать уроки, это пройдет безболезненно. Но если подросток в момент высказывания своих переживаний видит невнимание или нежелание взрослого слушать, это воспринимается очень болезненно. Это свидетельствует о том, что подросток восприимчив к тому, слушают и слышат ли его.

     Подростку помимо всего прочего важно как его речь воспринимают, сопереживают ли, вдумываются ли в сказанное. Это он уже может определять не только по ответным репликам, но и по жестам, мимике и даже взгляду взрослого собеседника. Это качество слышания и чувствования собеседника рождается именно из того, как взрослые собеседничали с подростком и что взрослому эта речь не казалась глупой, банальной и несвоевременной. Если взрослеющий человек получает этот отклик, то в следующих возрастах он сможет проявить это в отношении другого человека. Если никто не слышал его переживаний, то и он не услышит чужих. Нельзя в этот момент обесценивать его переживания, отделываясь расхожими фразами типа «не ты первый не ты последний». Иначе канал общения можно закрыть навсегда. В общении с подростком на первый план должно выходить не внушение, а убеждение. Необходимо логически аргументировать свои высказывания в общении с ним.

Соборность людей

     Подростку важно понять смысл любого действия, которое пытается задать ему взрослый. Мы часто можем слышать в ответ на нашу просьбу что-то сделать слова нашего чада: «А смысл?». Причем ему важно чтобы этот смысл стал его смыслом и тогда ваша просьба будет выполнена. И хороший педагог это тот педагог, который обеспечивает смысл подростковой деятельности, взаимоотношений. Но этот смысл ими должен быть усвоен, вписан в них самих. И в этом заключается высокое искусство педагогики. До той поры пока наши обращения к подростку будут аморфны, взаимодействия не получится, деятельности тоже.

     Но эффективным наше общение с подростком может быть только тогда, когда мы признаем за нашим собеседником право свободы. Это одна из серьезных задач психологического сопровождения и родителями и педагогами. Человека надо учить пользоваться свободой также как мы его учили пользоваться волей. Сразу всю свободу предоставить и пустить в автономное плавание губительно, не давать этой свободы также губительно, потому что человек становится управляемым зомби. Дети из жестко авторитарных семей чаще других попадают в тоталитарные секты и преступные группировки. Потому что ребенка не научили пользоваться свободой, и, получив ее, он спешит отдать ее кому-то другому.

     В младшем школьном возрасте ребенку нужен авторитет. Подросток же не приемлет такого взаимодействия со взрослым. Ему нужен лидер. То есть не только носитель образцов и правил. Это в первую очередь человек, который так живет и так делает. Ему больше чем слова важны поступки взрослого, который может наглядно показать как нужно жить, а не декларировать на словах идеальную картину поведения.

     В юности открывается очевидность немощности человека, общей подверженности греху и поэтому человек в своем духовном развитии приходит к пониманию того, что дальнейшая его жизнь возможна только в соборном объединении с другими людьми, коим и является церковь. Психически нормально развивающийся ребенок априори считает, что у мира есть Творец.

     Если взрослые преподали ему атеистическую картину мира о случайности его рождения, это приводит к патологии развития психики, примеры которой есть в каждом учебнике психопатологии, клинической психологии, психиатрии. Детские суициды, фобии – это социальный страх перед непостижимой ему вселенной. Если взрослые объяснили, что мир сотворен Тем, Кто тебя любит, тогда психика развивается без патологий. Ребенок по-детски обращается к Творцу, а если его учат, то и молится. У него появляются свои святыни.

     К подростковому возрасту духовная составляющая упраздняется и на первый план выходит практическая деятельность. Дети активно помогают священнику, деятельно проявляют себя в рамках религиозности. Это происходит потому, что душу ребенка притягивают правила, законы, закономерности по которым построен окружающий мир. В этот момент дети охотно приходят к дисциплине духовной жизни, подчиняясь образцам и пытаясь им соответствовать, а не по велению души, которое было в раннем детстве.

Бездна внутри

     Далее подросток вновь оказывается перед лицом бесконечности. И эта бесконечность не вне человека, это не бесконечность окружающего мира. Это бесконечность внутри самого человека. Он понимает, что он может быть разным, слышит свои мысли и желания. Если младший школьник рефлексирует свое действие, то подросток рефлексирует свое состояние. Целый возраст отводится на то, чтобы познакомиться с самим собой. Возраст подростничества в духовном плане – это возраст постижения своей глубины. И эта глубина может оказаться трагичной. Это как раз сфера духовного воспитания, поддержки и духовного обогащения. Взрослые должны научить ребенка как ему себя узнать, как упорядочить бездну внутри него и как жить с этим.

     Здесь таится опасность педагогической ошибки: любящие взрослые пытаются «прикрыть» эту бездну в ребенке. И многие подростки с охотой на это идут. Трагические варианты такого развития событий – уход в оккультные практики, алкоголь и наркоманию. Это очень тяжелая и кропотливая работа помочь человеку выстроить отношения с самим собой, познать себя. Но если она успешна, то приводит к благодатным последствиям. В этом и есть высокая задача педагогов и родителей подрастающего поколения и именно поэтому школа не может быть в стороне от воспитательного процесса. Ведь если ребенку не к кому обратиться, он тонет в своей бездне безвозвратно.
Т.В.Склярова, доктор педагогич.наук,
02.10.2010
Перейти в рубрику «Семья — малая Церковь»
Добавить комментарий
Имя:  
Email:
Комментарий:
Скопируйте этот защитный код в текстовое поле: *

 
Другие публикации
© 2008 - 2017 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.