Храм святых апостолов Петра и Павла
По благословению Высокопреосвященнейшего Ростислава, митрополита Томского и Асиновского
Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Томская Митрополия Русской Православной Церкви
В 2018 году нашему храму исполняется 110 лет!

История создания храма

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Спичфабрике (г.Томск) Содержание:
  1. Строительство храма и его освящение
  2. Архитектурные особенности храма
  3. Фамильная усыпальница купцов Кухтериных
  4. Иконостас Петропавловской церкви до закрытия
  5. Закрытие храма и частичное разрушение
  6. Восстановление храма

Строительство храма и его освящение

История создания храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Спичфабрике г.Томска восходит к началу ХХ века.

5 мая 1907 г. в Томскую Духовную Консисторию обратился распорядитель Торгового Дома Евграф Кухтерин и Сыновья» коммерции советник Алексей Евграфович Кухтерин с прошением о разрешении «выстроить своими средствами однопридельную каменную церковь для 700 молящихся при Спичечной фабрике… в 5-ти верстах от города Томска, состоящей в Семилужной волости». К прошению прилагалась подписка будущего автора проекта церкви К.К.Лыгина, в которой архитектор брал на себя ответственность по проектированию и постройке церкви и за технический надзор. Нужда в просторном фабричном храме для большого рабочего района города была столь очевидной, что не только не вызвала каких-либо возражений у церковных и гражданских властей, но напротив, вопрос о новом храме во всех инстанциях был сразу же решен положительно. Разрешение на постройку было получено и 14 мая 1907 года состоялось освящение места и закладка храма в честь и память первоверховных апостолов Петра и Павла.

Храм святых апостолов Петра и Павла. Начало ХХ в.Храм святых апостолов Петра и Павла.
Начало ХХ в.

Строительство церкви шло стремительно, в течение одного года в рабочем районе вырос красивый и уютный храм, полюбившийся всем местным жителям своими кирпичными узорами, удобным местоположением, благотворным влиянием на жизнь пригородного рабочего поселка. 9 августа 1907 года Торговый Дом "Евграф Кухтерин и Сыновья" обратился к Высокопреосвященнейшему Макарию, архиепископу Томскому и Барнаульскому, с прошением "открыть... одноклассную церковноприходскую школу с 3-х годичным курсом обучения" для "воспитания и обучения детей служащих и рабочих фабрики и других предприятий Торгового Дома".

Церковно-приходская школа для детей была построена 22 октября 1907 года - еще до окончания строительства храма. В "Ведомости о церкви Петропавловской, состоящей в Томской Епархии" за 1915 год говорилось, что в школе обучались 30 мальчиков и 23 девочки; в церковной библиотеке имелось более 50 книг. 8 августа 1908 года были полностью завершены все отделочные работы, а 25 августа Торговый Дом обратился к Преосвященному Макарию (Невскому) с прошением об освящении выстроенного храма, к которому прилагались удостоверение губернского инженера С.Хомича об освидетельствовании храма, опись церкви и ее имущества.

Мраморная плита Мраморная плита,
установленная в память
об освящении храма

31 августа 1908 года церковь была освящена Архиепископом Макарием (Невским). В память об этом событии на внутренней западной стене церкви (слева при входе в храм из притвора) была установлена мраморная плита размером 1 х 1,5 м, на которой позолоченными буквами был выгравирован следующий текст:

"Храм освящен 31 августа 1908 года Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Макарием, Архиепископом Томским и Барнаульским в сослужении с ректором Духовной семинарии Архимандритом Мелетием, ключаря Кафедрального собора протоиерея о.Иоанна Беневоленского, Благочинного церквей города Томска протоиерея о.Симеона Сосунова, Архиерейского эконома протоиерея о.Александра Александрова, священников Воскресенской церкви о.Александра Пензенского и местной церкви о.Михаила Маевского. Протодьякона Симеона Александрова и диакона Иоанна Рождественского. На торжестве освящения присутствовали: Губернатор Генерал-майор Карл Станиславович фон-Нолькен с супругой Марией Ивановной, Иоанно-Предте- ченского Женского Монастыря игуменья Зинаида и казначея Анисия Григорьевна Некрасова, Вице-губернатор коллежский Советник Иван Владимирович Штевен. Полицмейстер надворный советник Август Михайлович Фукс и граждане города Томска."

Слава Богу, эта плита сохранилась - в советское время она была закрашена и сейчас нуждается в восстановлении. Справа от входа в храм симметрично располагалась мраморная плита тех же размеров с указанием имен строителей храма - семьи Кухтериных и автора его проектора - архитектора К.К.Лыгина. Эта плита не сохранилась.

На постройку церкви, приобретение церковного имущества Торговый Дом затратил 57 970 р.99 к. При церкви в 1908 году был построен каменный дом для церковного причта, на который было затрачено 14 621 рублей 38 коп.

В 1912 году был составлен крепостной акт на отчуждение земли в количестве 971,5 кв. сажен (5184 кв.м), занятой усадьбой церкви и погостом от Торгового Дома «Евграф Кухтерин и Сыновья» в пользу храма.

Архитектурные особенности храма

Храм святых апостолов Петра и Павла. Начало ХХ в.Храм святых апостолов Петра и Павла. Начало ХХ в.

Как выглядел храм до закрытия? Из описей имущества Петропавловской церкви, сохранившихся в Госархиве Томской области, следует, что крыша храма была железная и окрашена в зеленый цвет, а главы над колокольней и алтарем были покрыты белым глянцевым железом и заканчивались восьмиконечными зеркальными крестами. Высота крестов была по три аршина (2,13 м) каждый. Восьмигранный чешуйчатый шатер колокольни увенчан красивой позолоченной луковичной главкой. Главка оканчивалась белым (зеркальным) крестом и была установлена на высоком стройном цилиндре, украшенном декоративным поясом в форме барабана. На четырех широких гранях шатра были расположены декоративные слуховые окна – люкарны. Высота храма вместе с колокольней составляла приблизительно 23 метра. Другая вызолоченная главка с крестом покоилась на восьмигранном барабане с восточной стороны над алтарной частью.

Архитектурно-художественный образ западного фасада храма создают две массивные витые колонны, поддерживающие богато декорированную полукруглую арку – тимпан, образующую фронтон, в глубине которого расположено окно – роза (звезда Давида). Слева и справа от колонн - два прямоугольных окна. Углы фасада оформлены пилястрами. Входные двери двустворчатые деревянные, имели строгий декор в виде креста. Над дверьми располагалось полукруглое встроенное окно с гармоничным простым рисунком. С восточной стороны храма, на гранях апсилы - два оконных проема с полуциркульным завершением и одно глухое окно по центру - место храмовой иконы.

Фамильная усыпальница купцов Кухтериных

Фамильная усыпальница купцов Кухтериных Здесь находилась фамильная усыпальница купцов Кухтериных

Под апсидой, в подвале, была устроена фамильная усыпальница – склеп купцов Кухтериных. Усыпальница была рассчитана на 6 могил, но на момент закрытия храма захоронения имелись только в двух из них - в первой был погребен коммерции советник Алексей Евграфович Кухтерин (1869 - август 1911 гг), в третьей справа от входа в склеп - купец 2-й гильдии Иннокентий Евграфович Кухтерин. Вторая могила предназначалась Александру Евграфовичу Кухтерину (1868 - 1920-е гг.)

По одним данным, Александр Кухтерин был погребен на сельском кладбище в Кузовлево - подгородной заимке Кухтериных, по другим - захоронен при Доме Принудительных работ ("домпринрабе") - концлагере на Каштаке, куда былзаключен в 1920 г., как сотрудничавший в 1918-1919 гг с правительством адмирала Колчака. Версия вполне вероятная - если учесть, что в 20-30 гг Каштачная гора Томска стала местом массовых расстрелов людей, по политическим или религиозным мотивам неугодным новой власти. В концлагере Каштака закончили свой земной путь тысячи верующих, священников, монахов; многие выдающиеся архиереи Русской Православной Церкви, среди них священномученник Иувеналий Рязанский.

Четвертая могила была предназначена Владимиру Евграфовичу, который, по имеющимся в Госархиве сведениям, похоронен на кладбище Томской Окружной психиатрической больницы, где находился на излечении в 20-30-е годы. Пятая могила предназначалась Феофании Евграфовне; кому принадлежала шестая могила - не установлено. Сам Евграф Николаевич Кухтерин был погребен в 1887 году в старом фамильном склепе Кухтериных - на Вознесенском городском кладбище Томска. Там же погребены его супруга, Александра Николаевна, младший малолетний сын Василий и старшая дочь Апросинья (в замужестве Накрохина).

Склеп в советское время подвергся поруганию - останки упокоившегося там Алексея Кухтерина были выброшены в пруд (могильную плиту с захоронения Иннокентия Кухтерина, судя по всему, так и не удалось сдвинуть с места). В алтаре храма была сдвинута плита, устроена лестница — и в фамильном захоронении Кухтериных, сидя на гробницах, начал репетиции духовой оркестр...

Трудно представить что-либо кощунственнее, это похоже разве что на роман Ф.М.Достоевского "Бесы". Старожилы говорят, что трубачи трубили отчаянно, словно их на сковородках жарили, и напивались так, что их жены вытаскивали их из склепа волоком; трубачи же вырывались, катались по земле и орали...

Когда в 1940 году пруд, принявший останки создателя Петропавловской церкви, стали чистить, бьющие на дне ключи вдруг дали такой напор, что вода волнами стала перехлестывать через берег, потекла по улицам, огородам, подтопила дома. Началась паника, власти несколько дней заваливали пруд землей и камнями, пока воду удалось утихомирить. Случившееся напомнило всем об осквернении могил. Репетиции оркестра потихоньку свернули, склеп закрыли...

Иконостас Петропавловской церкви до закрытия

Иконостас Петропавловской церкви до закрытия. Начало ХХ в. Иконостас Петропавловской церкви до закрытия. Начало ХХ в.

Иконостас в церкви был "дубовый, прямой двухъярусный, византийского стиля, с резными колоннами и резьбой из мореного дуба. В нем три двери: царския, южныя, северныя…". Высота иконостаса 8 аршин, ширина – 15 аршин. В царских вратах иконы Благовещения и четырех Евангелистов.

На первом ярусе справа от царских врат располагались иконы Спасителя, архангела Михаила (на южной двери иконостаса), святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Слева от царских врат размещались иконы Божией Матери, архангела Гавриила (на северной двери иконостаса) и святого равноапостольного князя Владимира.

На втором ярусе иконостаса располагались иконы: 1) Тайная вечеря (прямо над царскими вратами, размером), 2) Св. Алексий, 3) св. мученица царица Александра, 4) св.мученик Евграф, 5) св. мученик Александр, 6) святитель Иннокентий Иркутский, 7) св. патриарх Александр. Все иконы иконостаса написаны в художественной мастерской в Москве на липовых досках. На правом клиросе в дубовом с позолотой киоте икона «Преображение Господне». На левом таком же киоте - местночтимая икона Иверской Божией Матери. В храме были два дубовых висячих киота – в них вставлены по 6 икон месячных святых. Кроме того, было около двадцати настенных в киотах и аналойных икон.

Для богослужений имелось четыре комплекта священных сосудов, праздничных, будничных, постовых (хранившихся во встроенном в стену алтаря несгораемом шкафу), облачения, книги и другая церковная утварь. Освещали церковь два больших хрустальных паникадила на серебрянной позолоченной основе, по 24 свечи в каждом.

На колокольне, в звоннице, было семь колоколов, разных по весу. Вес первого - 66 пудов 15 фунтов (1087 кг), второго - 14 п.37 ф. (244,5 кг), третьего - 7 п.24 ф. (124,5 кг), четвертого - 3 п.4 ф. (50,8 кг), пятого - 2 п.1,5 ф. (33,4 кг), шестого - 1 п.4 ф. (18 кг), седьмого - 21,25 ф (8,7 кг).

Закрытие храма и частичное разрушение

После революции 1917 года спичечная фабрика Кухтериных и прифабричный храм были национализированы. Но в первые годы Советской власти рабочие и служащие фабрики пытались бороться за сохранение своей церкви. В апреле 1920 года они сформировали и зарегистрировали церковную общину Петропавловской церкви, а затем обратились в Томский Уездный Революционный Комитет с заявлением: «На основании приказа Томского Уревкома от 24 марта 1920 г. за № 87… просим Томский Уревком передать нам храм при спичечной фабрике «Заря» с церковным имуществом в бесплатное и бессрочное пользование».

Несмотря на то, что председатель Фабзавкома добился от губернских властей закрытия храма, ссылаясь то на отсутствие богослужений из-за ареста священника, то на нехватку помещений для школы, библиотеки, клуба, рабочие заставили Томский Губисполком пересмотреть свое решение относительно закрытия фабричной церкви.

Из Народного Комиссариата Юстиции Томский Губисполком получил разъяснения: «Возвращая при этом выписку из протокола общего собрания рабочих и служащих государственной спичечной фабрики «Заря» от 2 декабря 1920 года, Губюстотдел дает нижеследующее заключение: «церковь при спичечной фабрике «Заря», как видно из протокола заседания Томского Губревкома от 30 сентября 1920 г., закрыта по заявлению Предзавкома фабрики т. Мурашкина вследствие острой нужды в помещении для школы. 2 декабря служащие и рабочие фабрики на общем собрании в количестве 180 человек вынесли резолюцию о пересмотре постановления Губревкома о закрытии церкви при фабрике и об оставлении помещения таковой для богослужения. В силу циркуляра Наркома Юстиции по вопросу об отделении церкви от государства, здания, специально предназначенные для богослужения, надлежит передавать группам граждан, заключающим соглашение с местным Совдепом. Закрытие и использование храмов в других целях может последовать в том случае, если местный Совет, по запросу трудящихся масс, найдет нужным использовать помещение для других общественных целей.

Южный фасад храма св.апостолов Петра и Павла Вход в помещение киномеханики

В силу изложенного… ходатайство рабочих и служащих фабрики «Заря» об оставлении церкви при фабрике удовлетворить и таковую передать религиозной общине по заключении с нею соглашения».

Но эти отдельные победы верующих были не долговременными и не смогли полностью защитить храм. Церковь в 1923 году была все-таки закрыта, а вся утварь, приобретенная ранее на пожертвования от спичечной фабрики, была свезена на склад Свечного завода. С 1923 года по 1993 год в здании бывшей церкви размещался клуб спичфабрики «Сибирь».

За годы советской власти храм претерпел значительные разрушения и изменения: были снесены кресты, колокольня и главка над апсидой; пробиты два дополнительных дверных проема с севера и юга; на южном фасаде один оконный проем был преобразован в дверной проем с лестницей и площадкой на стальных колоннах (вход в помещение киномеханики); утрачены парадные двери и витражное окно над ними; заложены оконные проемы на западном фасаде.

Восстановление храма

Храм святых апостолов Петра и Павла. Фото 1996 г Так выглядел храм в 1996 году - обезглавленный, но живой!

В 1993 году здание храма было возвращено Русской Православной Церкви, вновь освящено, и при настоятеле иерее Александре Классене средствами и силами верующих было благоустроено внутри, чтобы стало возможным совершение в нем регулярных богослужений.

При храме сформировалась крепкая приходская община, силами которой была создана первая в городе Православная детская прогимназия. Мэр города неоднократно отмечал положительное влияние храма на нравственность жителей микрорайона. По его словам, удаленный от центра жилой микрорайон у спичфабрики был одним из самых криминальных в городе. С открытием Петропавловского храма и образованием при нем детской прогимназии преступность в этой части города, согласно данным сводок РОВД, резко уменьшилась.

Постановлением Главы администрации Томской области В.М.Кресса церковь святых первоапостолов Петра и Павла объявлена памятником истории и культуры местного значения.

Подъем шатра на колокольню Подъем шатра на колокольню

Работы по воссозданию прежнего облика храма продолжаются - в 2006 году была вновь отстроена колокольня, сооружен чешуйчатый шатер - такой же, как 100 лет назад, и 5 января 2007 года, перед Рождеством, шатер, а затем и купол с зеркальным, отражающим лучи солнца, крестом заняли свое законное место на колокольне храма! Чуть позже, весной того же года, восьмигранный барабан на крыше с восточной стороны храма был увенчан такой же главкой с зеркальным трехаршинным крестом. Крыша была отремонтирована, покрыта новеньким железом, выкрашенным в зеленый цвет.

С восстановлением колокольни храм обрел свой прежний величественный облик и "рост", не было только колоколов. На призыв о сборе средств откликнулись многие прихожане храма, среди которых основные труды понесли Александр Кокорев, Денис Изофатов, Дмитрий Федосов, Алексей Грачев, Евгений Головянко. На ЗАО "Пятков и К" (г.Каменск-Уральский) были заказаны 7 колоколов. 30 июня 2007 года их освящение совершил Высокопреосвященнейший Ростислав, архиепископ Томский и Асиновский, в сослужении духовенства - настоятеля храма иерея (ныне - протоиерея) Святослава Зулина и клирика иерея Тихона Смакотина.

Прихожане звонят в колокола Недостатка в желающих позвонить в колокола не было!

Как это стало уже традицией на нашем приходе, в воскресный день накануне Престольного дня храма - святых апостолов Петра и Павла - 8 июля 2007 года Божественную литургию в нашем храме служил Владыка Ростислав, после чего все желающие могли подняться вверх на колокольню, чтобы собственноручно позвонить в колокола - возвестить всей округе о том, что еще один храм в Томске обрел наконец-то свой голос, зовущий людские сердца к Богу!

Храм все больше хорошеет, все заметнее обретает прежнюю красоту. В августе 2008 года был установлен новый, великолепный иконостас, максимально приближенный к тому, что был до 1923 года.

Первая литургия в новоосвященном храме Первая литургия в новоосвященном храме

31 августа 2008 года храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла торжественно отметил свой 100-летний юбилей. Владыка Ростислав, архиепископ Томский и Асиновский, в сослужении духовенства Томской епархии, совершил освящение престола (дело в том, что после разорения храма в нем так и не было освященного престола).

Многое сделано для того, чтобы некогда разоренный и поруганный храм снова стал великолепным Домом Божиим - Домом молитвы, многое предстоит еще сделать, поэтому если у вас возникло желание поучаствовать в богоугодном деле - помочь в воссоздании храма святых апостолов Петра и Павла - вы не опоздали!

Наш храм по-прежнему очень нуждается в вашей поддержке - молитвенной, трудовой, финансовой. Пусть каждый, кто имеет это боголюбивое желание, внесет посильный вклад - а перед Богом, как известно, и две лепты, принесенные от чистого сердца, значат больше, чем многие миллионы, пожертвованные ради утоления собственного тщеславия.

При подготовке статьи использованы:
  1. Материалы из Госархива Томской области
  2. Статья "Когда дело и вера и жизнь едины" (В.Александров)
  3. Томские епархиальные ведомости, 6 (118) за август 2007 г.
© 2008 - 2017 Сайт храма святых апостолов Петра и Павла.
Томск, ул.Центральная, 12а. (3822) 68-23-53
При перепечатке материалов сайта ссылка на petripavel.tomsk.ru обязательна.